Общие и конкретные закономерности процесса обучения

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Общие и конкретные закономерности процесса обучения

Страница 2

Активность умственной дея-ти уч-ся зависит от расписания занятий, места в нем уроков физ-ры и трудов.

Харламов. При рассмотрении закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присуще все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности,

- деятельностный характер обучения,

- единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся,

- проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личностного достоинства в процессе обучения,

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями,

- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения,

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения,

- повышения влияния коллектива на улучшения качества учебной работы,

- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

Дидактические закономерности:

Научность и мировоззренческая направленность обучения. Для реализации этой закономерности учителю необходимо: - глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение в изучаемом материале, не допуская ошибок; - раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале; - показывать значение изучаемого материала для понимания общественно-политических событий.

Проблемность обучения. Обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Только при условии если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, к-е ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.

Наглядность обучения. Выступает для уч-ся как средство познания окружающего мира. Позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. К наглядным пособиям относятся: - реальные предметы и явления в их натуральном виде, - модели машин, - муляжи, - иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии, - графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы, - различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. Реализация этой закономерности: использование разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера; путем организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и побуждения учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни.

Доступность обучения. Делать обучение доступным – значит: правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, т.е. тот объем ЗУНов, к-ми необходимо овладеть школьникам; правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала; правильно определить количество учебного времени. доступность обучения связана с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся.

Систематичность и последовательность обучения. Усвоение уч-ся логики и системы в содержании усваиваемых знаний. Умение уч-ся работать с книгой.

Прочность обучения и его цикличность. Решение этой задачи требует чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, определенная работа по его запоминанию, применение усвоенных знаний на практике, их повторение и систематизация.

Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Эта закономерность обусловлена двумя факторами: задачами обучения и характером учебного материала. Важное значение имеет подбор материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности уч-ся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; подбор методов обучения, к-е активизировали бы мышление школьников; тесная связь теории с практикой.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Подведение итогов эксперимента и выработка методических рекомендаций
В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине. После проведенной работы был повторно проведен анализ. Результаты показали, что ...

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru