Общие и конкретные закономерности процесса обучения

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Общие и конкретные закономерности процесса обучения

Страница 2

Активность умственной дея-ти уч-ся зависит от расписания занятий, места в нем уроков физ-ры и трудов.

Харламов. При рассмотрении закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присуще все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности,

- деятельностный характер обучения,

- единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся,

- проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личностного достоинства в процессе обучения,

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями,

- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения,

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения,

- повышения влияния коллектива на улучшения качества учебной работы,

- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

Дидактические закономерности:

Научность и мировоззренческая направленность обучения. Для реализации этой закономерности учителю необходимо: - глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение в изучаемом материале, не допуская ошибок; - раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале; - показывать значение изучаемого материала для понимания общественно-политических событий.

Проблемность обучения. Обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Только при условии если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, к-е ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.

Наглядность обучения. Выступает для уч-ся как средство познания окружающего мира. Позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. К наглядным пособиям относятся: - реальные предметы и явления в их натуральном виде, - модели машин, - муляжи, - иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии, - графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы, - различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. Реализация этой закономерности: использование разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера; путем организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и побуждения учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни.

Доступность обучения. Делать обучение доступным – значит: правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, т.е. тот объем ЗУНов, к-ми необходимо овладеть школьникам; правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала; правильно определить количество учебного времени. доступность обучения связана с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся.

Систематичность и последовательность обучения. Усвоение уч-ся логики и системы в содержании усваиваемых знаний. Умение уч-ся работать с книгой.

Прочность обучения и его цикличность. Решение этой задачи требует чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, определенная работа по его запоминанию, применение усвоенных знаний на практике, их повторение и систематизация.

Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Эта закономерность обусловлена двумя факторами: задачами обучения и характером учебного материала. Важное значение имеет подбор материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности уч-ся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; подбор методов обучения, к-е активизировали бы мышление школьников; тесная связь теории с практикой.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...

Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...

Рабочая программа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в полном соответствии с проектом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ для учащихся 7 классов, по курсу «Технология» на основе программы общеобразовательных учреждений. Т ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru