Основные моменты системы правового воспитания в школе

Страница 1

Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные общественно значимые черты, свойства и формирующего его как личность по заданным образцам устарело.

Чтобы преодолеть устаревшее "технократическое воспитание", следует вернуться к педагогическим идеям Канта. Великий мыслитель считал, что "воспитание практическое или моральное должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическим называют всё то, что имеет отношение к свободе). Воспитывать - значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность: в своих собственных глазах".

Главной идеей кантовского учения о морали, праве и воспитании является свобода человека, его свободная воля и свободный разум, которые определяют смысл моральной независимости и автономии личности, её способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления. Вместе с тем Кант считал право необходимым регулятором человеческой свободы во внешнем поведении и поступках людей. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного (лица) по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант считал правом.

Отсюда логически и исторически следует современное определение права как нормативной формы выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей (включая сюда и общественно-государственную систему образования), кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело.

Почему необходимо системное правовое воспитание всех участников образовательной деятельности? Потому что в России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества.

Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

Потребность в развитии гуманистической системы образования несовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики, отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка) соучастниками образовательной деятельности - путь к действительному переходу от технократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективной реформе образования.

Требование Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшим образом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за их воспитание и развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечение интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметь правовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям.

Системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Понятие учебного интереса в младшем школьном возрасте
Как уже было сказано, учебная деятельность – является ведущим новообразованием в младшем школьном возрасте и представляет собой, исходя из концепции В.В. Давыдова, усвоение собственно теоретических научных понятий. Если учебная деятельность сформирована у младших школьников, то на выходе появляются ...

Умственное развитие в младшем школьном возрасте
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие –думающим. Благодаря такому мы ...

Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru