Школа может стать полноценным субъектом становящегося гражданского общества России только на основе системного правового воспитания (СПВ). Основная цель СПВ - развитие правосубъектности всех индивидуальных и коллективных участников образовательной деятельности, а также их правовой и политической культуры как свободных граждан демократического общества. Конечная педагогическая цель СПВ - обеспечить успешный переход к гуманистической системе образования с высоким качеством обучения и воспитания детей как субъектов культуры. В результате СПВ каждый ребёнок должен становиться сознательным носителем своей правовой свободы и обязанностей, правопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества, творческим соучастником развития демократического гражданского общества (в семье, школе, будущей профессиональной деятельности).
Выделим основные направления СПВ в школе:
Последовательное, осознанное принятие руководством и коллективом школы нового общественного идеала России - демократического гражданского общества и правового государства и согласование с ним нового гуманистического образовательного идеала.
Активное творческое включение коллектива школы в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.
Разработка комплексной программы юридического и педагогического освоения Конвенции о правах ребёнка - правового фундамента образования - всеми участниками образовательной деятельности.
Приведение всей нормативно-правовой базы общественно-административного управления школой в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка (с участием детей).
Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.
Последовательное изживание авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.
Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.
Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.
Создание всего комплекса условий становления школы субъектом гражданского общества и воспитание детей свободными гражданами, патриотами демократической России.
Разработка программ и методов развивающего обучения во всех учебных дисциплинах, побуждающих детей активно осваивать и развивать свои права и обязанности.
Создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе содержания всех блоков учебных дисциплин.
Разработка интегрированной культурно-исторической, мировоззренческой, психологической, этической, социально-экономической базы понимания детьми ключевых правовых идей, понятий в системе общественных и гуманитарных дисциплин.
Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.
Организация кафедр, лабораторий, ПЦС по проблемам воспитания правовой культуры.
Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.
Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.
Прочие статьи:
Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного
возраста
Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общ ...
Организация работы на начальном этапе
На начальном этапе главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой ...
Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения
речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...