Бережливость как составляющая нравственного воспитания младших школьников

Статьи об образовании » Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста » Бережливость как составляющая нравственного воспитания младших школьников

Страница 1

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе, так как данная возрастная ступень - своеобразный "фундамент" формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.

Эффективность экономического воспитания также повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего навыками работы с коллективом, обладающего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики экономической воспитанности, способного привлечь к работе по экономическому воспитанию средства массовой информации, специалистов различных отраслей народного хозяйства и родителей учащихся. Эффективность экономического воспитания младших школьников также зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Обеспечение взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания школьников требует осуществления следующих задач:

- формирования нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний;

- развития нравственно-волевых качеств при воспитании деловитости;

- формирования экономической культуры во взаимосвязи с развитием других компонентов личностной культуры школьников;

- закрепления адекватного представления о нравственном облике предпринимателя и моральной ценности экономической деятельности;

- включения школьников в реальную практическую деятельность, позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания и формировать опыт нравственно-ценного экономического поведения:

Эффективность экономического воспитания младших школьников как составляющей нравственного воспитания обеспечивается рядом условий:

- включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;

- максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы;

- выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности младшего школьника;

- определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;

- опорой на личный опыт учащихся; педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

Результативность процесса экономического воспитания как составляющей нравственного воспитания младших школьников выразится в уровне их экономической воспитанности, основой которой являются опорные нравственно-экономические качества личности.

Положительные изменения в воспитании нравственно-экономических качеств младших школьников будут влиять на активизацию их деятельности, в процессе которой формируется личность.

Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионалъного характера, у них формируются такие качества личности, как бережливость и организованность.

Таким образом, экономическое воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволявшие рационально решать познавательные И практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.

Исходя из вышеизложенного, вся система экономического воспитания в школе должна развиваться по следующим основным направлениям:

во-первых, необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления, первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;

во-вторых, экономическое воспитание школьников предполагает, развитие у них элементов экономического мышления и сознания в процессе:

1) экономического образования учащихся - от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;

2) насыщения экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (там, разумеется, где это возможно) уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями, законами;

3) систематического информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города, района.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...

Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку
Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры. Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельнос ...

Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
Появление в современном обществе свободы выбора – с одной стороны и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, духовный хаос – с другой приводит к тому, что люди постоянно находятся в ситуации выбора. Это состояние свободы выбора и ответственности оказывается непривычным, диско ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru