Одновременно эмпатию рассматривают и как самый тонкий и сложный способ познания ребенка, который реализуется в процессе вхождения взрослого в личностный мир ребенка и пребывание в нем "как дома". Эмпатия — это постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям детей, умение прожить свою " временную жизнь" в жизни ребенка, деликатное пребывание в этой жизни без оценивания и осуждения, с частым обращением к детям для проверки своих впечатлений и внимательным прислушиванием к их ответам.
Важнейшая характеристика воспитательной деятельности педагога — принятие. Под принятием в гуманистической психологии понимается безусловное принятие. Для понимания педагогических смыслов принятия важна идея К.Роджерса о том, что принятие другого человека не есть любовь и уважение к нему. Принятие есть твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на Земле, и никто не имеет права его уничтожить., К.Роджерс подчеркивал и доказал это собственным примером, что абсолютному принятию другого человека надо учиться, что оно — удел гениев, что обычный человек может лишь стремиться расширить свое принятие. Психологи заметили еще одну важную для педагогики особенность: безусловно принимает другого человека тот, кто сам был в детстве принят безусловно. Безусловное принятие, подчеркивается в психологической литературе, рождает чудо самопринятия. Последнее чрезвычайно важно, ибо именно с этого момента начинается "личностный рост" ребенка.
Еще одна психологическая характеристика воспитательной деятельности педагога — конгруэнтность. Конгруэнтность понимается как полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Не менее значима "прозрачность" педагога для детей, ясность для них eго замыслов и действий, восприятие его детьми как "безопасного" человека. Это качество педагогической деятельности в известной мере обусловлено собственным детством педагога, его воспитанием, в то же время оно может быть сознательно развито им как выражение его спонтанности и подлинной любви к детям. Именно открытость учителя лежит в основе создания им помогающих отношений" с детьми. Открытость проявляется в интеллектуальной сфере, в готовности обсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы. Снять скрытость в отношениях с ребенком, отказаться от "дистанции"помочь ребенку понять себя, сделать свое поведение доступным для осмысления ребенка, говорить с детьми доверительно, дать им возможность задать вопросы, откровенно объясниться, вместе поразмышлять — именно так снимает неопределенность отношений, устанавливаются более глубокие контакты.
Важной характеристикой воспитательной деятельности является креативность — способность педагога к творчеству, которое трактуется как способность проникнуть в мир ребенка, максимально высоко оценить его возможное— и способности. Креативность педагога проявится прежде всего именно в его эмпатии и в принятии каждого ребенка. Креативность проявляется и в том, что творческий педагог всегда стремится воспитать творческого ребенка. В психологической литературе подчеркивается, что решение этой задачи возможно при условии психологической свободы и психологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь, достигается при условии, если педагог отказывается от постоянного внешнего оценивания ребенка, которое всегда воспринимается ребенком как угроза и приводит к защитной реакции .
Одной из инвариантных характеристик воспитательной деятельности педагога является суггестивность — способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения детей эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения. В этих благоприятных условиях педагог воздействует на детей собой, естественностью своего поведения и прежде всего умением радоваться жизни, смеяться, грустить и т. д.
Инвариантной характеристикой воспитательной деятельности педагога является его способность помочь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности — в развитии рефлексии. В процессе рефлексии педагог пробует, по образному выражению Ю. Лотмана, остановить ситуацию, как стоп-кадр, во времени и пространстве и всесторонне ее проанализировать.
Прочие статьи:
Методика изучения числовых выражений
Особое внимание нужно уделить самым первым урокам алгебры, на которых даются такие понятия, как: числовое выражение; значение выражения; выражение, не имеющее значения; переменная; выражение с переменной; значение выражения с переменной; строгое, нестрогое неравенство. Это важно, так как на этих по ...
Специфика употребления сложных предложений младшими
школьниками с ОНР
Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражен ...
Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных
систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...