Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.
Изучение ребенка
Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для гуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.
В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании — отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет.
Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога
На рубеже XIX—XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманисты согласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека — это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, признали уникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремились создать условия для реализации этой непохожести — уважили ребенка. Таким образом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания. Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств .
Важная идея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.
Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес в педагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.
Прочие статьи:
Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения
речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...
Анализ деятельности детской общественной экологической организации
«Маленький принц»
С целью подтверждения или опровержения гипотезы нами был обобщен опыт работы детской общественной экологической организации «Маленький принц» МОУ лицея №24 г. Грязи Липецкой области. Директор школы: Пожидаев М.С. Организатор детского движения: Холева Н.А. Количество детей в организации – 38 человек ...
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по
созданию аппликации из ткани
"Программой воспитания и обучения в детском саду" предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи: составлять декоративный узор из различных ...