Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности.
Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.
В последние годы разработаны новые критерии эффективности воспитательной деятельности. Речь идет о гуманитарной экспертизе, суть которой заключается в выявлении "человеческих" результатов педагогической деятельности на основании взгляда на ребенка педагога как человека опытного, квалифицированного специалиста, человека с развитой интуицией.
Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности педагога сложен: результаты воспитания отдалены во времени и неявны. Трудно точно установить, являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности, или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семьи и товарищей. Однако для педагога очень важна оценка его труда, для чего нужны показатели, с помощью которых можно замерять динамику изменений в поведении детей и в системе их отношений.
В течение последнего десятилетия российские педагоги имели возможность познакомиться с подходом к решению этой проблемы в других странах. Так, например, известный американский педагог Артур Эллис пишет, что в качестве показателей успешности он склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, их активность во всех делах, самодисциплину, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться. Другой американский ученый, представитель консервативного направления развития образования Уильям Бэгли, утверждает, что показателем успешности педагогической деятельности является жизнь школы, которая должна быть примером и идеалом сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, готовности не прятаться перед лицом фактов, ясного и честного размышления .
В отечественной педагогике показатели успешности, как правило, связываются с продолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами после окончания школы, прочностью дружеских связей с однокласниками и т.п. В качестве показателей успешной личностно-ориентированной воспитательной деятельности педагогов рассматривают физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных лет как события в жизни, уж успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Прочие статьи:
Воспитание
волевых качеств средствами и методами физической культуры и спорта
воля эмоциональный спорт воспитание Физкультурно-спортивная деятельность имеет свои специфические особенности, определенным образом влияющие на психику спортсмена, его эмоциональные переживания и состояния, которые возникают в связи с участием в соревнованиях, с большими, часто максимальными предел ...
Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при
обучении иностранному языку
Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры. Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельнос ...
Интерактивный аппаратный комплекс на уроках физики
Аппаратное обеспечение Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. ...