Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Статьи об образовании » Особенности реализации коммуникативного подхода в процессе обучения немецкому языку у учащихся 2 класса » Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Страница 1

Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». Ведущая деятельность подготавливает переход ребенка к новой, высшей ступени развития.

В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, и, как считает А.Н. Леонтьев, успешность решения поставленных целей достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой. Включение процесса обучения иностранного языка в контекст игровой, познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут работать на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования.

Младшие школьники общительны и эмоциональны. Их поведение не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.

Важнейшим свойством всякой умственной и практической деятельности является внимание. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное, то есть ребенок в этом возрасте легко сосредоточивается на красочных и подвижных предметах (на этом базируется страсть детей к мультфильмам), но с трудом осваивается «скучный» (без картинок) текст. Успех учебной деятельности зависит в большей степени именно от произвольного внимания. Лучшими стимулами развития произвольного внимания служат рисование, лепка, конструирование, подвижные игры и специально организованные учебные игры.

Важными частными особенностями внимания являются способности к сосредоточению, распределению и переключению. Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость, другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются.

Тренировке сосредоточения, распределения и переключения внимания способствуют компьютерные игры, при соблюдении режима общения с компьютером.

Управление вниманием школьников состоит:

§ в использовании материала, интересного в содержательном плане;

§ обеспечении каждому ученику понимания/осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

§ обеспечении знания способа выполнения упражнений;

§ создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Особой заботой учителя должно быть развитие умения логично и последовательно строить речь, перестраивать материал в смысловые блоки. Это особенно важно для развития памяти. В этом возрасте происходит переход к смысловому запоминанию. На уроках иностранного языка с этой целью используются иллюстрации к рассказам или стихам, работа с серией картинок, отражающих сюжетное развитие того или иного содержания. Именно в этом возрасте следует специально обучать способам заучивания языкового и речевого материала, распределять по времени и изменять способы его повторения.

Память младших школьников достаточно развита, однако дети легко и быстро запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, следует организовывать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка»
Политехнизм - от греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на п ...

Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...

Единство духовной жизни учителя и ученика – основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духов ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru