Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу

Статьи об образовании » Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости » Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу

Страница 2

Один из ведущих психологов гуманистического направления Абрахам Маслоу проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа — базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа — это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. «Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности». Этому понятию очень трудно дать точное определение.

Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации — внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, — это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения.

Психически полноценный человек, по А. Маслоу, это — самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1—4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития.

Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого — проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д.

В начале своего исследования самоактуализации А. Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. К первой группе «весьма определенных случаев» он отнес Т. Джефферсона, А. Линкольна, У. Джеймса, Д. Адамс, А. Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Во вторую группу вошли «весьма вероятные случаи» — это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. В третью группу «потенциальных или возможных случаев» вошли такие известные люди, как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли.

Всех самоактуализирующихся людей объединяет следующее:

— во-первых, каждый из них имеет реальные достижения в сфере социума, мира действительности, а не в борьбе «против» действительности;

— во-вторых, их достижения признаны при жизни, оценки экспертов не противоречат их самооценке, а также согласовываются с публичной положительной оценкой социума их творческой, научной, политической и общественной деятельности;

— в-третьих, никто не объясняет успех этих людей как результат долгой борьбы с невротическими состояниями, иррациональным зовом или недостаточности органов.

Маслоу выделил определенные признаки, которым должна соответствовать самоактуализирующаяся личность, именно в этих признаках и проявляется самоактуализация:

1. Восприятие реальности является более эффективным.

2. Принятие других людей, природы и себя.

3. Естественность, непосредственность и простота.

4. Центрированность на проблеме.

5. Потребность в уединении, независимость.

6. Независимость от окружения и культуры (автономия).

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные или мистические переживания.

9. Общественный интерес.

10. Умение выстраивать глубокие межличностные отношения.

11. Демократический склад характера.

12. Разграничение средств и целей.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультуриванию.

Таким образом, под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Обзор и интерпретация эмпирических данных
Результаты диагностики по выявлению роли эксперимента в экологическом образовании дошкольников представлены в таблицах, гистограммах. Данные по каждой методике представлены в числовом и процентном виде. Таблица 2. Экологическая образованность дошкольников на начало года Испытуемый Уровень сформиров ...

Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников
Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. По классификации Р. Бэрона и Д. Ричардсон ...

Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст – переход от детства к юности. Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5 – 8 классов. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru