Один из ведущих психологов гуманистического направления Абрахам Маслоу проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа — базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа — это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. «Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности». Этому понятию очень трудно дать точное определение.
Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации — внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, — это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения.
Психически полноценный человек, по А. Маслоу, это — самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1—4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития.
Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого — проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д.
В начале своего исследования самоактуализации А. Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. К первой группе «весьма определенных случаев» он отнес Т. Джефферсона, А. Линкольна, У. Джеймса, Д. Адамс, А. Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Во вторую группу вошли «весьма вероятные случаи» — это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. В третью группу «потенциальных или возможных случаев» вошли такие известные люди, как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли.
Всех самоактуализирующихся людей объединяет следующее:
— во-первых, каждый из них имеет реальные достижения в сфере социума, мира действительности, а не в борьбе «против» действительности;
— во-вторых, их достижения признаны при жизни, оценки экспертов не противоречат их самооценке, а также согласовываются с публичной положительной оценкой социума их творческой, научной, политической и общественной деятельности;
— в-третьих, никто не объясняет успех этих людей как результат долгой борьбы с невротическими состояниями, иррациональным зовом или недостаточности органов.
Маслоу выделил определенные признаки, которым должна соответствовать самоактуализирующаяся личность, именно в этих признаках и проявляется самоактуализация:
1. Восприятие реальности является более эффективным.
2. Принятие других людей, природы и себя.
3. Естественность, непосредственность и простота.
4. Центрированность на проблеме.
5. Потребность в уединении, независимость.
6. Независимость от окружения и культуры (автономия).
7. Свежесть восприятия.
8. Вершинные или мистические переживания.
9. Общественный интерес.
10. Умение выстраивать глубокие межличностные отношения.
11. Демократический склад характера.
12. Разграничение средств и целей.
13. Философское чувство юмора.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию.
Таким образом, под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.
Прочие статьи:
Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...
Содержание, формы и методы физического воспитания детей в учебное и внеурочное
время
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...
Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...