Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов

Статьи об образовании » Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости » Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов

Страница 1

Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру.

Личностная зрелость изучалась философами, психологами и педагогами с различных позиций: как результат, как процесс и как личностная черта. Неоднозначность подходов к проявлению личностной зрелости в разных философских системах не помешала нам увидеть, что объединяющим началом для каждого из них является человеческая целостность, духовность (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Пико делла Мирандола, С.Л. Франк и др.), деятельностная, событийная, «поступательная» основа этого процесса (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер и др.).

Личность является основной психической системой регуляции взаимоотношений индивида со средой и с самим собой. Становление зрелой личности — процесс многосторонний. Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них — личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста.

Для того чтобы определить понятие личностной зрелости, необходимо выделить два основополагающих аспекта — зрелость как жизненный этап и зрелость как уровень развития. Отмечается определенная взаимосвязь между данными аспектами. Более подробно мы рассмотрим второй из них — зрелость как уровень развития, а возраст будем считать вспомогательным критерием.

В отечественной психологии личностная зрелость рассматривается в контексте понимания личности как социального явления. Л.С. Выготский полагал, что формирование личности — это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И. Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие. Для Б.Г. Ананьева зрелая личность — это личность общественно активная, это гражданин страны в полном смысле этого слова. Пока человек функционирует как личность, он участвует в политической жизни страны, интересуется культурой, окружающими его людьми и стремиться быть среди людей. П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. У А.Н. Леонтьева показателем зрелости личности может служить сложившаяся устойчивая иерархия мотивов. Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А. Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А. Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания. Согласно И.С. Кону, зрелая личность активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций. Развитие личности может определяться уровнем самопринятия (В.В. Столин), развитием представлений о себе, совершенствованием образа «Я».

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистической и когнитивной психологии. В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация — это стремление человека вырасти до своей максимальной высоты, раскрыв свой природный потенциал (А. Маслоу); стремление индивида развиваться «в направлении все большей сложности» , самодостаточности, зрелости и компетентности (К. Роджерс); стремление к смыслу жизни, реализация ценностей и ответственность за них (В. Франкл). Г. Олпорт считал, что поведение зрелого человека отличается автономностью, оно мотивированно осознанными процессами.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений
При изучении темы «Основные закономерности наследственности» важное значение в подготовке учащихся к восприятию генетических закономерностей имеют опыты с комнатными растениями, в процессе которых учащиеся получают гибридные формы, ведут наблюдения за расщеплением признаков во втором и последующих ...

Описание развивающей программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом с помощью игр. Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 10-11 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут. За ...

Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и по ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru