Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов

Статьи об образовании » Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости » Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов

Страница 2

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э. Фромма — это чувство согласия, единения с миром. К. Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность.

Согласно когнитивно-генетическому подходу (Л. Колберг), личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества.

Акцентируя внимание на социальной, личностной и психологической зрелости, большинство ученых рассматривают названные аспекты синонимично. Личностная зрелость — сложное структурное образование, включающее в себя базовые и интегративные компоненты. К базовым компонентам, прежде всего, относятся ответственность; терпимость; саморазвитие; реалистическая и устойчивая самооценка; эмоциональная стабильность и т.д. Личностная зрелость характеризуется высокой степенью сформированности и связанности тех свойств личности, которые имеют первостепенное значение для полноценного функционировании человека в обществе, и одновременной невыраженностью признаков психологического инфантилизма (невротической личности). Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и абсолютно зрелой личности, так как саморазвитие представляет собой непрерывный процесс. Поэтому для каждого возраста можно определить свой минимум личностной зрелости, а также выделить условные вертикальные уровни зрелости на пути от минимума к вершине.

Безусловно, авторы и отечественных подходов, и зарубежных концепций по-своему правы в анализе личностной зрелости, так как каждый из них «препарирует» эту проблему под своим «углом зрения», то есть исходя из собственных научных позиций. И тот факт, что в разных школах и направлениях можно наблюдать сходные представления только подтверждает объективность феномена личностной зрелости.

Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Можно сделать вывод, что взгляды на природу самоактуализации и особенности её проявления в жизни и деятельности во многом совпадают у представителей различных психологических направлений. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс осознания личностью своих потенциальных сил (личных особенностей и возможностей), смысла жизни и собственного предназначения, стремление к их развитию и реализация через ответственный свободный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство. Мы видим, что период взрослости (25-30 – 40-45 лет), когда человек усиливает социальное личностное развитие, это период для постижения внутриличностных противоречий, нахождения предпосылок для самоизменений и саморазвития, для самоактуализации. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Определение творческой деятельности
Большинство исследований свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической деятельностью, подчеркиваются преимущества вн ...

Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. ...

Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru