Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Статьи об образовании » Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе » Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Страница 1

б) наличие только нулевой связки — недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен);

в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именительном падеже тире может не ставиться, если на месте нулевой связки в устной речи нет паузы: Мой сосед журналист и часто бывает за рубежом.

Как видим, условия, определяющие постановку тире между глав­ными членами, связаны и взаимодействуют: каждое последующее условие ограничивает действие предыдущего.

Аналитическая работа заканчивается синтетической — выделен­ные нормы и условия ее действия объединяются правилом. Возможны разнообразные упражнения, связанные с выделением нормы и условий ее действия. Приведем некоторые из них.

1. По указанным условиям назвать норму;

а) определение распространенное, стоит после определяемого слова (обособляется);

б) определение относится к личному местоимению (обособ­ляется);

в) однородные члены соединены союзом и попарно (запятая ставится между парами однородных членов).

2. Назвать условия, при которых действует указанная норма:

а) однородные члены разделяются запятой, если .;

б) между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если . .

3. Установить связи и зависимости между условиями:

а) прочитать правило: «Простые предложения, входящие в со­став сложносочиненного предложения, не разделяются запятой, если имеют общий второстепенный член или вводное слово, соединяются соединительными или разделительными союзами, которые не повто­ряются». Выделить условия, по которым простые предложения, вхо­дящие в состав сложносочиненного предложения, не разделяются запятой. Возможен ли пропуск запятой в предложении В холодном поле ветер выл и гром гремел и дождь лил? Будет ли действовать это правило, если предложения, имеющие общий второстепенный член, соединяются противительным союзом.

б) прочитать предложения и выяснить, при каких условиях при­ложения обособляются, меняется ли сочетание условий их обо­собления.

Краса наших лесов, белоствольная березка стоит среди поля. Человек гуманный и отзывчивый, Борис Иванович, начальник фи­нансовой службы, отнесся к нашей просьбе весьма доброжелательно.

Выделение условий, оформление их в виде отдельных положений, установление связи и зависимости между ними — один из главных видов работы над пунктуационным правилом.

Мотивирование отдельных положений правила.

С выделением нормы и условий ее действия связан и такой вид работы, как мотивирование отдельных положений правила — почему оно сфор­мулировано так, а не иначе. Например: «Распространенное опре­деление, стоящее после определяемого слова, обособляется».

Почему в правило введено наименование «распространенное оп­ределение»? (Нераспространенное определение в этой позиции может и не обособляться.)

Когда может обособляться нераспространенное определение, сто­ящее после определяемого слова? (Если оно будет входить в ряд однородных членов.)

Почему в правиле указана позиция определения? (Если опре­деление стоит перед определяемым словом, оно может не обо­собляться.)

Возможно ли обособление определений при одном из" указанных условий? (Отсутствие одного из условий не приводит к обособлению.)

Ответы на вопросы могут быть короткими, как в только что приведенных примерах, могут представлять собой развернутые суж­дения. Например: «Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например .».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Обучение чтению на уроке английского языка
Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общ ...

Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru