Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Статьи об образовании » Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе » Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Страница 1

б) наличие только нулевой связки — недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен);

в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именительном падеже тире может не ставиться, если на месте нулевой связки в устной речи нет паузы: Мой сосед журналист и часто бывает за рубежом.

Как видим, условия, определяющие постановку тире между глав­ными членами, связаны и взаимодействуют: каждое последующее условие ограничивает действие предыдущего.

Аналитическая работа заканчивается синтетической — выделен­ные нормы и условия ее действия объединяются правилом. Возможны разнообразные упражнения, связанные с выделением нормы и условий ее действия. Приведем некоторые из них.

1. По указанным условиям назвать норму;

а) определение распространенное, стоит после определяемого слова (обособляется);

б) определение относится к личному местоимению (обособ­ляется);

в) однородные члены соединены союзом и попарно (запятая ставится между парами однородных членов).

2. Назвать условия, при которых действует указанная норма:

а) однородные члены разделяются запятой, если .;

б) между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если . .

3. Установить связи и зависимости между условиями:

а) прочитать правило: «Простые предложения, входящие в со­став сложносочиненного предложения, не разделяются запятой, если имеют общий второстепенный член или вводное слово, соединяются соединительными или разделительными союзами, которые не повто­ряются». Выделить условия, по которым простые предложения, вхо­дящие в состав сложносочиненного предложения, не разделяются запятой. Возможен ли пропуск запятой в предложении В холодном поле ветер выл и гром гремел и дождь лил? Будет ли действовать это правило, если предложения, имеющие общий второстепенный член, соединяются противительным союзом.

б) прочитать предложения и выяснить, при каких условиях при­ложения обособляются, меняется ли сочетание условий их обо­собления.

Краса наших лесов, белоствольная березка стоит среди поля. Человек гуманный и отзывчивый, Борис Иванович, начальник фи­нансовой службы, отнесся к нашей просьбе весьма доброжелательно.

Выделение условий, оформление их в виде отдельных положений, установление связи и зависимости между ними — один из главных видов работы над пунктуационным правилом.

Мотивирование отдельных положений правила.

С выделением нормы и условий ее действия связан и такой вид работы, как мотивирование отдельных положений правила — почему оно сфор­мулировано так, а не иначе. Например: «Распространенное опре­деление, стоящее после определяемого слова, обособляется».

Почему в правило введено наименование «распространенное оп­ределение»? (Нераспространенное определение в этой позиции может и не обособляться.)

Когда может обособляться нераспространенное определение, сто­ящее после определяемого слова? (Если оно будет входить в ряд однородных членов.)

Почему в правиле указана позиция определения? (Если опре­деление стоит перед определяемым словом, оно может не обо­собляться.)

Возможно ли обособление определений при одном из" указанных условий? (Отсутствие одного из условий не приводит к обособлению.)

Ответы на вопросы могут быть короткими, как в только что приведенных примерах, могут представлять собой развернутые суж­дения. Например: «Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например .».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика В.М. Шкловского
В разработанной В.М. Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, ...

Профессионально обусловленные требования к личности педагога
педагогическая деятельность умение обучение воспитание Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую го ...

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru