Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений

Страница 1

При изучении темы «Основные закономерности наследственности» важное значение в подготовке учащихся к восприятию генетических закономерностей имеют опыты с комнатными растениями, в процессе которых учащиеся получают гибридные формы, ведут наблюдения за расщеплением признаков во втором и последующих поколениях.

Одним из интересных объектов для проведения генетических опытов, постановка которых возможна зимой в обычных школьных условиях, является арабидопсис - эфемерное карликовое растение семейства крестоцветных. Ученые-генетики сравнивают его по генетической ценности с дрозофилой. Это небольшое растение имеет короткий жизненный цикл, высокую плодовитость, ряд наследственных признаков, удобных для проведения гибридологического анализа. Растению свойственны простота его массового разведения, способность завязывать большое количество плодов и семян при скрещивании. С каждого растения можно собирать до тысячи семян, что позволяет проводить статистический анализ.

Растения арабидопсиса для нормального развития требуют продолжительный световой день (не менее 12 ч). Лучшими условиями для его культивирования является 14-16-часовой день и температура воздуха 20-25°С. При этих условиях можно получить в течение года до 8-10 поколений.

Чтобы проследить во втором поколении гибридных растений расщепление признаков и сделать нужные выводы, достаточно иметь 3 поколения. С этой целью посевы семян арабидопсиса при естественном освещении лучше проводить в начале сентября, в конце марта и в начале апреля, когда продолжительность дня 12-14 ч, а температура в помещении 18-20° С, или использовать дополнительное освещение.

В условиях школы арабидопсис удобно выращивать в бумажных стаканчиках или в маленьких банках. Лучшую всхожесть дают семена, используемые для посева не ранее, чем через две недели после их уборки. Всходы у арабидопсиса очень мелкие и нежные. Чтобы не повредить маленькие проростки, их надо поливать через воронку, вставленную в сосуд на глубину залегания корневой системы.

При проведении опыления необходимо учитывать следующие особенности цветков арабидопсиса: они очень маленькие, рыльца их пестиков созревают раньше, чем пыльца, и высовываются из бутона до распускания цветка. Эта особенность позволяет проводить скрещивание без предварительной кастрации цветков, не боясь, что произойдет их самоопыление. Важно также учитывать, что зрелая пыльца арабидопсиса при хранении в холодильнике сохраняет жизнеспособность до двух месяцев.

Для проведения генетических опытов школьниками важно подбирать исходные родительские пары с контрастными признаками, которые можно было бы легко распознать и учитывать в последующих поколениях: количество семядолей (2 или 3), различная окраска семян, наличие или отсутствие опушения, озимый или яровой тип развития и др. Выполнять опыты с арабидопсисом целесообразнее в кружке, на внеклассных занятиях, а демонстрировать результаты опытов и обсуждать их при изучении соответствующих закономерностей лучше в классе. Это позволит всем старшеклассникам видеть и знать сущность генетических закономерностей, подтвержденных в опытах их товарищей с арабидопсисом .

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Содержание и результаты поискового этапа эксперимента
В ходе поискового этапа эксперимента мы разработали и провели семинар-практикум для воспитателей детского сада. В семинаре участвовало шесть воспитателей различных групп. Тема: "Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста". Цель: совершенствовать ...

Цели и задачи формирования универсальных учебных действий, направленных на литературное образование младших школьников
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читател ...

Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru