Особенности опекунской семьи как формы попечительства

Страница 1

Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить в семье и воспитываться родителями , зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, увеличением внебрачной рождаемости, числа разводов, смертности лиц среднего возраста, а также количества чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, случаев отказа родителей от детей и др.

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране регулярного оказания социально-психологической и экономической поддержки дезадаптированым матерям, входящим в «группу риска» по отказу от своих детей.

Заботу о таких детях берет на себя государство либо попечители, опекуны.

Одной из важнейших задач государства является – семейное устройство детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечение приоритетного права каждого ребенка на воспитание в семье является стратегической задачей деятельности органов опеки попечительства.

Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство, представляющий собой комплексный институт семейного и гражданского права .

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок.

Опекунская (попечительская) семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обязанностей, отношение к ребенку членов семьи, а также если это возможно, желание самого ребенка.

Опека как помощь детям известна с древних времён. Первоначально она носила родственный характер и учреждалась не по нравственным мотивам заботы о сиротах, а в интересах близких родственников, претендовавших на наследство в случае смерти подопечных. Опекаемый, как правило, находился в полной и бесконтрольной зависимости от опекуна. Затем появилась т. н. завещательная форма опеки, когда опекун назначался по завещанию главы семьи, заблаговременно указавшего лицо, которому можно было доверить воспитание его детей.

Потребность в опеке возрастала с появлением большого числа сирот в периоды войн, социальных потрясений, стихийных бедствий, голода и т. п. (см. Сиротство). После окт. 1917 в России опека стала рассматриваться как одно из средств борьбы с беспризорностью (в начале 20-х гг. насчитывалось 100 тыс. опекаемых детей). С её помощью спасали детей в годы Великой Отечественной войны.

Современная опека учреждается большей частью по отношению к социальным сиротам - детям, которые имеют родителей, лишённых своих прав или уклоняющихся от воспитания, страдающих алкоголизмом, ведущих аморальный образ жизни и т. п. В Российской Федерации на кон. 1993 насчитывалось около 190,5 тыс. опекаемых детей (напр., в 1991 на опеку и попечительство было принято св. 43 тыс. детей и подростков, в т. ч. в возрасте до 7 лет – около 23 тыс.) .

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Анализ временного государственного стандарта, школьных программ и учебныхпособий по теме: “Социально-экономическоеположение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв”
Анализ временного государственного стандарта выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии. В разделе “История нового времени. Россия и мир” отмечается лишь изучение темы: “Россия - многонациональная империя. Народы России в XVII - XVIII вв.” (условия жизни, обычаи ...

Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
речь нарушение задержка дошкольный В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие исследователи (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, А.С.Галанов, Е.А.Стребелева и др.) выделяют ...

Анализ современных тенденций развития детских общественных движений
При анализе особенностей современных тенденций развития детских общественных движений считаем возможным и необходимым обратиться к скаутингу, как к наиболее востребованному направлению в развитии детских общественных движений современности. Базовая платформа и сама идея скаутинга была сформирована ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru