Особенности опекунской семьи как формы попечительства

Страница 1

Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить в семье и воспитываться родителями , зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, увеличением внебрачной рождаемости, числа разводов, смертности лиц среднего возраста, а также количества чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, случаев отказа родителей от детей и др.

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране регулярного оказания социально-психологической и экономической поддержки дезадаптированым матерям, входящим в «группу риска» по отказу от своих детей.

Заботу о таких детях берет на себя государство либо попечители, опекуны.

Одной из важнейших задач государства является – семейное устройство детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечение приоритетного права каждого ребенка на воспитание в семье является стратегической задачей деятельности органов опеки попечительства.

Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство, представляющий собой комплексный институт семейного и гражданского права .

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок.

Опекунская (попечительская) семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обязанностей, отношение к ребенку членов семьи, а также если это возможно, желание самого ребенка.

Опека как помощь детям известна с древних времён. Первоначально она носила родственный характер и учреждалась не по нравственным мотивам заботы о сиротах, а в интересах близких родственников, претендовавших на наследство в случае смерти подопечных. Опекаемый, как правило, находился в полной и бесконтрольной зависимости от опекуна. Затем появилась т. н. завещательная форма опеки, когда опекун назначался по завещанию главы семьи, заблаговременно указавшего лицо, которому можно было доверить воспитание его детей.

Потребность в опеке возрастала с появлением большого числа сирот в периоды войн, социальных потрясений, стихийных бедствий, голода и т. п. (см. Сиротство). После окт. 1917 в России опека стала рассматриваться как одно из средств борьбы с беспризорностью (в начале 20-х гг. насчитывалось 100 тыс. опекаемых детей). С её помощью спасали детей в годы Великой Отечественной войны.

Современная опека учреждается большей частью по отношению к социальным сиротам - детям, которые имеют родителей, лишённых своих прав или уклоняющихся от воспитания, страдающих алкоголизмом, ведущих аморальный образ жизни и т. п. В Российской Федерации на кон. 1993 насчитывалось около 190,5 тыс. опекаемых детей (напр., в 1991 на опеку и попечительство было принято св. 43 тыс. детей и подростков, в т. ч. в возрасте до 7 лет – около 23 тыс.) .

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о зависимости использования импровизации учителем на уроке от педагогического стиля деятельности. Он выделяется на основании критериев методичности – импровизационности и эмоциональности – рассудительности. Наиболее оптимал ...

Роль педагогической импровизации в решении педагогических задач
Педагогическая импровизация является эффективным средством решения множества педагогических задач на всех этапах урока и уровнях педагогической деятельности. По мнению Ю.П. Сокольникова, « уметь видеть задачи своей деятельности в конкретных педагогических условиях, уметь определить то их сочетание, ...

Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru