Сущность социализации старших подростков

Страница 2

Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.

Опираясь на определение социализации как двустороннего процесса, А.В.Мудрик рассматривает вхождение подростка в социальную среду как процесс получения опыта старшего поколения, его адаптации к своей «Я-личности» и использование полученного опыта. Одновременно с этим своей активностью подросток влияет на общество, изменяя его.

Школа является важным фактором социализации, по мнению социологов, это общество в миниатюре. Более всего в целенаправленной работе по социализации личности нуждается возраст раннего юношества, так как в этот период человек становится самостоятельным субъектом деятельности, стремится выбрать профессию, выстраивает семейные планы, выбирает жизненную позицию, процесс самосознания проходит совершенно особый этап развития. Познавая себя, старший подросток формирует образ своего «Я».

Е.Л. Никитина, проводя исследование проблемы социализации старших школьников, отмечает, что особенностями процесса социализации старших школьников следует признать относительную стабилизацию притязаний, приобретение самооценкой относительной автономии от внешних факторов, выход на первый план внутренних факторов, активизацию процессов самосознания, самоопределения и самореализации. Условиями, способствующими повышению эффективности этого процесса, являются педагогическая поддержка, образовательная среда, в которой имеется реальная возможность свободы выбора учащимися как образовательного, так и воспитательного маршрутов, опора в обучении и воспитании на активность, творчество, самостоятельность, дружественный и открытый характер отношений, связь с другими институтами и агентами социализации. Педагогическая деятельность при этом должна носить системный характер.

Процесс социализации в подростковом возрасте связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей, поэтому ведущей для социализации и формирования социокультурной идентичности подростков становится группа сверстников.

Е.В. Поневаж указывает, что для успешности процесса социализации старших подростков большее значение имеют индивидуальные особенности и личностные характеристики, нежели особенности познавательной и ценностной сферы. В процессе формирования группы для юношей роль индивидуальных особенностей снижается, а для девушек -повышается. Наиболее значимыми факторами, определяющими успешность социализации, для юношей является высокий уровень самооценки и общительности. Для девушек наибольшее значение имеет высокий уровень агрессивности и пластичности.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в вариативном учебнике математики Петерсон Л.Г
В традиционной системе обучения математике существует большое количество вариативных учебников. Проанализируем содержание занимательного материала в учебнике Петерсона Л.Г. Особенность изучения новой технологии является необходимость предварительной подготовке детей в плане развития у них мышления, ...

Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...

Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обще ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru