Сущность социализации старших подростков

Страница 2

Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.

Опираясь на определение социализации как двустороннего процесса, А.В.Мудрик рассматривает вхождение подростка в социальную среду как процесс получения опыта старшего поколения, его адаптации к своей «Я-личности» и использование полученного опыта. Одновременно с этим своей активностью подросток влияет на общество, изменяя его.

Школа является важным фактором социализации, по мнению социологов, это общество в миниатюре. Более всего в целенаправленной работе по социализации личности нуждается возраст раннего юношества, так как в этот период человек становится самостоятельным субъектом деятельности, стремится выбрать профессию, выстраивает семейные планы, выбирает жизненную позицию, процесс самосознания проходит совершенно особый этап развития. Познавая себя, старший подросток формирует образ своего «Я».

Е.Л. Никитина, проводя исследование проблемы социализации старших школьников, отмечает, что особенностями процесса социализации старших школьников следует признать относительную стабилизацию притязаний, приобретение самооценкой относительной автономии от внешних факторов, выход на первый план внутренних факторов, активизацию процессов самосознания, самоопределения и самореализации. Условиями, способствующими повышению эффективности этого процесса, являются педагогическая поддержка, образовательная среда, в которой имеется реальная возможность свободы выбора учащимися как образовательного, так и воспитательного маршрутов, опора в обучении и воспитании на активность, творчество, самостоятельность, дружественный и открытый характер отношений, связь с другими институтами и агентами социализации. Педагогическая деятельность при этом должна носить системный характер.

Процесс социализации в подростковом возрасте связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей, поэтому ведущей для социализации и формирования социокультурной идентичности подростков становится группа сверстников.

Е.В. Поневаж указывает, что для успешности процесса социализации старших подростков большее значение имеют индивидуальные особенности и личностные характеристики, нежели особенности познавательной и ценностной сферы. В процессе формирования группы для юношей роль индивидуальных особенностей снижается, а для девушек -повышается. Наиболее значимыми факторами, определяющими успешность социализации, для юношей является высокий уровень самооценки и общительности. Для девушек наибольшее значение имеет высокий уровень агрессивности и пластичности.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучени ...

Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать ...

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru