Современная ситуация в области профориентационной работы

В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений.

По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что выпускники не удовлетворены своей школьной подготовкой:

"Доминанта неудовлетворенности в уровне подготовленности выпускников – их неподготовленность к социальному взаимодействию с окружающими, неумение принимать решение, в том числе и профессиональное, и нести за него ответственность.

Проблема профориентационной работы в школе решается по-разному не только в регионах, городах, но и в отдельных школах нашей страны. Большинством исследователей этой проблемы отмечается низкий уровень работы и слабая подготовка специалистов. В основном деятельность осуществляется однобоко, лишь с использованием тестов, то есть ограничивается диагностикой и вынесением рекомендации. При таком подходе старшеклассник выступает объектом деятельности и не является субъектом выбора.

Проблема профориентационной работы в настоящее время рассматривается на многих уровнях, в том числе как элемент государственной политики. Н.С. Пряжников отмечает определенную зависимость уровня развития профориентации и уровня развития реальной свободы в обществе на данном этапе его развития и отмечает, что, несмотря на демократизацию общества сегодня при реально декларируемой свободе, существуют определенные ограничения, препятствующие реальному свободному выбору места обучения и дальнейшей работы. Государство не заставляет человека самоопределяться по готовому образцу, но оно задает определенные ориентиры для самоопределения через специально культивируемые образы "успеха" и "счастья", которые предоставляются в основном через СМИ.

Пряжников выражает опасение, что могут произойти ужесточения касающиеся профессиональной ориентации как государственно регулируемого психолого-педагогического направления и тогда профориентация может стать придатком того или иного политического режима. Далее он отмечает, что при более благоприятном и оптимистичном (идеальном) прогнозе основное внимание государство должно уделить школьной профориентации, что должно способствовать постепенному формированию у будущих граждан страны внутренней потребности и готовности к полноценному, свободному самоопределению.

Развитие профориентационной работы в европейских странах проходило через следующие основные этапы: 1) основной упор делался на непосредственном трудоустройстве клиентов на работу; 2) определение профпригодности клиентов с помощью психодиагностических тестов; 3) преобладающим направлением работы становилось воспитание у молодежи самой способности делать выбор[22]. Соотнося эти этапы с развитием профориентационной работы в нашей стране легко заметить определенную логику развития и следовательно спрогнозировать дальнейшие изменения.


Прочие статьи:

Д.И. Фельдштейн. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Дети разного возраста, как известно, очень сильно отличаются между собой по своему общему психологическому облику. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей дошкольного возраста, для младших школьников или подростков. Действительно, какими бы яркими ...

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде
Проблема описания и классификации основных форм речевой агрессии в настоящее время является практически не разработанной. Немногочисленные попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, ограничивались либо какой-то одной сферой речевого общения (А.П. Сковородников), либо затрагивали слишком узкий ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru