Помимо выявления и описания основных видов и форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо обратиться к проблеме восприятия вербальной агрессии. В решении этой проблемы перед исследователем встает ряд отдельных вопросов, а именно:
1. Каковы возможные ответные реакции на речевую агрессию?
2. Какие факторы и условия общения (особенности речевых ситуаций) влияют на возникновение тех или иных ответных словесных реакций?
3. Каким образом ответная вербальная агрессия влияет на дальнейшее развитие ситуации общения?
В результате использования методов визуального наблюдения, опроса и сочинения, а также проективной методики незаконченных фраз, в речи изучаемого контингента школьников нами были выделены несколько групп возможных ответных реакций на вербальную агрессию:
1. Вербальная агрессия. Различные формы речевой агрессии как ответная реакция на предшествующие проявления вербальной агрессии были отмечены приблизительно в 65% сочинений шести- и восьмиклассников. Лишь один (!) восьмиклассник написал о неприемлемости речевой агрессии в адрес одноклассника ("У меня нет права сказать плохое слово о нем"). Чаще всего в качестве ответных форм речевой агрессии учащиеся используют оскорбления, грубые требования, прямые угрозы; реже - насмешки, враждебные замечания.
Опрос по опроснику Басса-Дарки показал, что к ответным проявлениям вербальной агрессии склонны около 50% пятиклассников и 44% учащихся 8-х классов. Именно такое количество опрошенных согласились со следующим утверждением: "Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ".
Примерно те же показатели - по данным методики незаконченных фраз (44% и 31% соответственно). Так, на фразу "Я могу повысить голос на того, кто ." вошедшие в эти проценты респонденты давали реакции типа: " .грубо разговаривает со мной"; " .повышает голос на меня"; " .меня оскорбляет" и т.п.
По данным визуального наблюдения за речевым поведением школьников этот показатель приблизительно одинаков у обеих возрастных групп - около 80%.
2. Сообщение о неправильных действиях, словах и поступках другому лицу (учителю, родителям, друзьям и др.) фигурирует в 19% сочинений шестиклассников и 7% восьмиклассников ("скажу классному руководителю"; "пойду жаловаться взрослому человеку"; "могу позвать кого-нибудь покруче него" и т.п.). Как показывают визуальные наблюдения, эти показатели достаточно объективны для старшеклассников (5-7%), но для учащихся средней школы несколько занижены (реально - около 25%).
3. Переходная физическая агрессия как ответ на вербальную агрессию диагностировалась достаточно редко - всего в 6% сочинений шестиклассников и 18% восьмиклассников и именно как реакция на оскорбление. По данным методики незаконченных фраз, эта разновидность агрессии диагностировалась у 6 % учащихся пятых классов и 1% восьмиклассников как ответная реакция на фразу "Если все против меня, то я .": " .буду драться"; " .дам всем в лицо"; " .начинаю всех калечить" и т.п.
Как показывает визуальное наблюдение за речью учащихся, переходная физическая агрессия является одной из самых редких возможных реакций на вербальную агрессию. Кроме того, очень часто можно наблюдать ситуацию, когда намерение применить физическую агрессию в ответ на речевую вербализуется (в форме прямой угрозы), но остается нереализованным.
Прочие статьи:
Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации
Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый реб ...
Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель
: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...
Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее
направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников
Основными концептуальными идеями данного направления коррекционно-профилактической работы являются, на наш взгляд, следующие: 1. Речь педагога (учителя, воспитателя, родителей в роли педагогов и воспитателей) является важнейшим фактором формирования речевой личности ребенка, служит для него подража ...