Эмоции - особый класс субъек-х псих-х сост-ий, отраж-х в форме непосред-х переживаний, ощущений приятного или непри-го, отн-ия чел-ка к миру и людям, процессы и рез-ты его практич-ой деят-ти. К классу эмоции отн-ся настроение, чув-ва, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, и лучше преднастраиваться на совместную деят-ть и общение. Данный факт убедит-но док-ет врожденный хар-р основных эмоций. Однако врожд-ми явл далеко не все эмоц-но-экспрес-ые выражения. Нек-е из них, преоб-ся прижизненно в рез-те обучения и восп-я. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возн-ли в процессе эволюции как ср-ва, при помощи кот живые сущ-ва устан-ют значимость тех или иных усл-й для удов-ия пот-ти. Эмоц-но выраз-ые движения чел-ка- мимика, жесты-выполняют фун-ю общения, а так же фун-ю воздействия- оказание опред-го влияния на того кто явл суб-ом восприятия эмоц-но выраз-х движений. У высших жив-ых, и особенно у чел-ка, выра-е движ-ия стали тонко дифференц-ым языком, с пом-ю кот они обменив-ся инф-ей. Это –экспрес-ая и коммун-ая фун-ия эмоции. Эмоции выст-т как внутр-ий язык, как сист-ма сигналов. Особен-ть эмоции- они непос-но отраж-т отн-ия м/у мотивами и реализ-ей отвеч-й этим мотивам деят-ти. Эмоции в дет-ти чел-ка выполн-ют фун-ю оценки. Регулятивная фун-я- регулир-ет процесс позн-ия. В крит-х усл-ях при неспос-ти суб-та найти быстрый и разумный выход из опасной сит-ии возн-ет особый вид эмоц-ых процессов-аффект. Одно из сущ-ых прояв-й аффекта- он пред-ет собой опред-ый закреп-ся способ «аварийного» разрешения сит-ии. На интеграт-но-защит-ю фун-ю эмоции указывал Анохин. Все фун-ии орг-ма, эмоции сами по себе могут быть обсол-ым сигналом полезного или вредного воздействия на орг-м. Благодаря вовремя возникшей эмоции орг-м имеет возм-ть чрезвычайно выгодно приспособится к окр-м усл-ям. Самая старая по происх=ию форма эмоц-ых переж-ий- удовольствие, получ-е от удовлет-ия орган-их потреб-ей, и неуд-ия, связ-ое с невоз-ю это сделать. С особ-ми переж-ых нами эмоц-х сост-ий связ-ны возн-е ощущ-я. Основ-е эмоц-е сос-ия, делятся на эмоции, чув-ва и аффекты. Эмоции и чув-ва предвосхищ-т процесс, напр-й на удовл-е потр-ти. Они выр-т смысл сит-ии для чел-ка с точки зрения актуальной потр-ти. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображ-ми сит-ми. Они как и чув-ва восприн-ся чел-ом в кач-ве его собст-х внутр=х пережив-й. Эмоции относ-но слабо прояв-ся во внешнем поведении. Они сопровожд-т тот или иной повед-й акт, даже не всегда осозн-ся. Чув-ва чел-ка, напротив, внешне всегда заметны. Эмоции и чув-ва- личн-е образования. Они хар-ют чел-ка соц-но-псих-ки. Подчеркивая собственно личностное значение эмоц-х процессов. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотивов и до рацион-й оценки адекват-ти ему деят-ти суб-та. Чув-ва не носят предм-й хар-р, они соверш-ся и разв-сь, образуют ряд уровней, начиная от непосред-х чув-в и кончая высшими чув-ми. В инд-ом разв-ии чел-ка чув-ва играют важную социализ-ю роль. Они выст-ют как значимый фактор в формир-ии личности. Чув-ва-продукт культ-но-истор-го раз-ия чел-ка. Они связаны с опред-ми предметами, видами деят-ти и людьми, окруж-ми чел-ка. Аффекты-это особо выраж-е эмоц-ые сост-я, сопров-е видимыми изменениями в повед-и чел-ка, кот их испыт-ет. Это реак-я, кот возн-ет в рез-те уже соверш-го дей-я и выр-ет собой его суб-ю эмоц-ю окраску. Аффекты препят-т нормальной орган-ии пов-я, его разумности. Протекают бурно, быстро, сопров-ся резко выраж-ми двигат-ми реак-ми. Одним из наиболее распрос-х видов аффектов явл стресс. Он пред-ет собой сост-е чрезмерно сильного и длит-го псих-го напр-ия, кот возникает у чел-ка, когда его нервная сист-ма получ-ет эмоц-ю перегрузку. Стресс нарушает нормальный ход поведения чел-ка. Страсть- ещё один вид эмоц-х сост-ий. Предс-т собой сплав эмоций, мотивов и чув-в, сконцетр-ых вокруг опре-го вида деят-ти или предмета. Объектом страсти может стать чел-к. Каждый из описанных видов эмоций имеет подвиды, кот могут оцениваться по разным параметрам – нап-р: интенсив-ти, продолжит-ти, глубине, осознан-ти, происх-ию и т.д.
Прочие статьи:
Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства
воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...
Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...