Эмоции

Страница 2

Эмоции неотд-мы от лич-ти. В эмоц-ых проявл-х лич-ти можно выделить 3 сферы:её органическую жизнь, её интересы матер-го порядка и её духовные потреб-ти, т.е. органич-ю чувств-ть, предм-ые чув-ва и мировоз-ие чув-ва. Оранич-е чувствит-ть- элементарные удоволь-я и неудов-я. Предм-е чув-ва связаны с опред-ми предметами. Мирово-е чув-ва связаны с моралью и отнош-ми чел-ка к миру и людям. Эмоции чел-ка прежде всего связаны сего потреб-ми, они отраж-ют сост-ие, процесс и рез-т удовлет-ия потреб-ти. Люди как лич-ти в эмоц-ом плане отлич-ся друг от друга по многим параметрам: эмоц-ой возбуд-ти, длительности и устойчив-ти возник-щ у них эмоц-х пережив-й. Вопрос связи эмоций и мотивации предся не таким простым: с одной стороны простейш-е виды эмоц-х переж-й вредли обладают для чел-ка выраж-ой мотивирующей силой. Они или не влияют на поведение или влвсе его дезорганизуют. С др. стороны такие эмоции мотивируют повед-е направляя и поддерживая его. 2 сущест-й момент сама сист-ма и динамика типичных эмоции хар-т чел-ка как лич-ть. ЯОсобое значение для такой хар-киимеют описания чув-в типичных для чел-ка. Высшие чув-ва несут в себе нравственное начало. Одним из таких чув-в явл совесть Она связана с нравств-ой устойч-ю чел-ка. Его принятием на себя моральных обязательств перед др людьми и неукоснителным следованиям им. Совестл-й чел-к всегда послед-т и устойчив в своём поведении. Эмоции чел-ка прояв-ся во всех видах чел-ой деят-ти и особенно в худ твор-ве. Они входят во многие псих-ки сложные сос-ия чел-ка всегда выступая как их органич-я часть. Такими комплес-ми сост-ми явл юмор, ирония, сатира и сарказм. Юмор- эмоц-ое прояв-е такого отн-ия к чему-либо или к кому-либо, кот несёт в себе сочетание смешного и доброго. Ирония- сочетание смеха и неуважит-го отн-ия, чаще всего пренеб-го. Сатира- обличение опред-но содерж-ее осуждение объекта. Сарказм- прямая издёвка, насмешка над объектом. Кроме этих сложных сот-й и чув-в отметим трагизм- эмоц-ое сост-ие, возни-ее при столкн-ии сил добра и зла, и победе зла над добром. Последнее особое чел-ое чув-во – любовь. Настоящая любовь-всупление во взамоотн-ия с др чел-ом как духовным сущ-ом. Явл вхождением в непосред-е отн-я с лич-ю любимого. Чел-к кот любит по наст-му, меньше всего задумывается о каких-то псих-х или физ-их хар-х любимого. Наст-ая любовь пред-ет собой дух-ю связь одного чел-ка с др-м подобным ему сущ-ом. Т. об. сущест-т 2 точки зрения на вопрос раз-ся ли эмоции и чув-ва в течение жизни чел-ка. 1. эмоции не могут раз-ся, т.к. они связаны с функц-ем орг-ма и особ-ми кот явл врожденными. 2. эмоц-ая сфера чел-ка разв-ся.

Ещё Аристотель ввел понятие воли в сис-му катег-й науки о душе для того, чтобы объяс-ть к.о. поведение чел-ка реал-ся в соот-ии со знанием, кот лишено побудительной силы. Воля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Один из признаков волевого акта явл в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализации. Воля предпол-т борьбу мотивов. Поэтому признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Воля предполагает самоограничение, сдерж-е сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавлять возникающие желания и импульсы. Ешё один признак хар-ра действия или деят-ти, регулируемой волей,-наличие продуман-го плана их осущ-я. Действие не имеющее плана нельзя считать волевым. Признаками волевого действия явл усиленное внимание к такому действию и отсут-е непосред-го удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоц-го, а не морального удовлет-я. Нередко усилия воли направ-ся чел-м не столько на то чтобы победить и овладеть обст-м, сколько на то чтобы преодалеть самого себя. Это хар-но для людей импульс-го типа, неуравнов-х и эмоц-но возбудимых. Ни одна жизненая проблема чел-ка не решается без участия воли. Судьбу псих-х исслед-й воли Иванников, соот-т с борьбой двух трудно соглас-х друг с другом концепций чел-го поведения: реактивный и активный. Согласно первой, поведение чел-ка предс-т собой реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Согласно другой концепции поведение чел-ка понимается как изначально активное, а сам он рассмат-ся как наделенный спос-ю к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция необх-мы. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование чел-м своего поведения, выраж-е в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Когда субъкт стал-ся с необх-ю преод-ть самого себя, его сознание на время отрывается от объкта, и перек-ся в плоскость субък-х отн-й. При этом осущес-ся сознат-я рефлексия на разных уровнях:1. осознание субъектом своих способов действий.2. активное изменение функц-я психики и способ его преобразования Влевая регуляция деят-ти-сознательное, опосредов-е целями и мотивами предметной деят-ти создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности. Функцией волевой регуляции явл повышение эффект-ти соответ-й деят-ти, а волевое действие предстает как сознательное, целенап-е действие чел-ка по преодалению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых училий. На лич-м уровне воля проявляется в таких св-х как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассм-ть как первичные волевые кач-ва лич-ти. Волевого чел-ка отл реш-ть, смелость, уверенность в себе; вторичные кач-ва. Третья группа кач-в, кот связанны с морально-ценностными ориентациями-ответственность, дисципл-ть, обязательность.Волевая регуляция необх-ма для того чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над кот-м размышляет чел-к. Воля участвует в регуляции практически всех основных псих-х функций: ощущени, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Волевая регуляция может включиться в деят-ть на любом из этапов её осущ-я: инициации деят-ти, выбора ср-в и способов её выполнения, следование намеченному плану или откланение от него , и контроля исполнения. Особ-ть включения волевой регуляции в начальный момент осущест-я деят-ти состоит в том, что чел-к, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализ-т их. Воля в выборе действия прояв-ся в том, что сознательно отказав-сь от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный. Влевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что чел-к сознательно заставляет себя проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желаний почти не осталось. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потр-ми, м/у этими потр-ми и сознанием чел-ка склад-ся особые отн-я. Развитие волевой регуляции поведения у чел-ка осущ-ся в нескольких напр-ях. С од ст это преобраз-е непроизвольных пси-х процессов в произвольные, с др.-обретение чел-м контроля над своим пловедением, с третьей-выработка волевых кач-в лич-ти. Ешё одно направление в развитии воли проявляется в том, что чел-к сознательно ставить перед собой всё более трудные задачи и преслед-т всё более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Развитие воли у детей соотносится с обогащентем их мотивационной и нравст-й сферы. Мотивация поступка, в кот вкл-ся волевая регуляции, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Совершен-е волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интелл-м развитием. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего псих-го развития практически невозможно. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, каждый вид игровой деят-ти вносит свой вклад в совершенствование волевого процесса (конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные). Учение, появ-ся в последние годы дошкольного детства, и превращ-ся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции плознав-х пороцессов. Диагностика эмоц-х состояний: осущ-ся с пом-ю психофизиол-х методик регистрации вегетат-х проявлений: частоты пульса, дыхания, прочее, в сочетании, с методиками суб-го оценивания испы-м своего псих-го сост-я, самочув-я и настроения, с проективными методиками.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Единство духовной жизни учителя и ученика – основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духов ...

Методические разработкимероприятий по повышению экологической культуры младших школьников
Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. На уроке решаются три задачи: обра ...

Диагностика уровня познавательной активности детей
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ №17 в п. Песчанка был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Э ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru