Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки
Учащийся должен:
знать:
об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований;
уметь:
определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.
1.Какое значение имеет природа в жизни человека? _
2.Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
3.Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества? _
4.Экология как самостоятельная наука сформировалась в 20 веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте. _
5.Заполните таблицу о вкладе отечественных ученых в экологическую проблематику:
Таблица
|
Ученый |
Годы жизни |
Вклад в экологию |
|
1 | ||
|
2 | ||
|
3 | ||
|
4 | ||
|
5 | ||
Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.
Соответствие между организмами и средой их обитания
Учащийся должен:
знать:
термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;
уметь:
определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.
Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.
Таблица
|
Среда обитания |
Основные факторы |
|
Суша | |
|
Вода | |
|
Почва | |
Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)? _
3.Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления. _
4.Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?
Таблица
|
Среда |
Организмы |
Изменение среды |
|
Суша | ||
|
Почва | ||
|
Вода | ||
Прочие статьи:
Основные понятия атомной физики, изучаемые в общих и профильных школах
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. В процессе изучения атомной физики рассматриваются такие понятия как строение ат ...
Урок как основная форма организации учебной работы
Классно-урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике. В этом смысле урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (40 мин), заранее составленное их расписание и организаци ...
Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков словообразования у
детей с ОНР
Организация исследования и описание методик Задание №1. "Кто у кого?" Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка ...