Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки
Учащийся должен:
знать:
об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований;
уметь:
определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.
1.Какое значение имеет природа в жизни человека? _
2.Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
3.Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества? _
4.Экология как самостоятельная наука сформировалась в 20 веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте. _
5.Заполните таблицу о вкладе отечественных ученых в экологическую проблематику:
Таблица
Ученый |
Годы жизни |
Вклад в экологию |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.
Соответствие между организмами и средой их обитания
Учащийся должен:
знать:
термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;
уметь:
определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.
Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.
Таблица
Среда обитания |
Основные факторы |
Суша | |
Вода | |
Почва | |
Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)? _
3.Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления. _
4.Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?
Таблица
Среда |
Организмы |
Изменение среды |
Суша | ||
Почва | ||
Вода | ||
Прочие статьи:
Понятия "ошибка"
и "педагогическая ошибка"
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, п ...
Понятие социального развития в современной психолого-педагогической
литературе
задержка психологический социальный дошкольный Социальное развитие (от лат. Socialis – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном об ...
Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников
Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы ...