3.3 Почва как среда обитания
Учащийся должен:
знать:
определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, генетическое значение почвы;
уметь:
предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских зонах.
Схема. Виды эрозии
1. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?
Детрит-это
Гумус-это
2.Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %. _
3.Как влияет химический состав почвы на здоровье человека? _
4.Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву? _
5.Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?
Тема 4. Популяции, их структура и экологические характеристики
Учащийся должен:
знать:
об отношениях организмов в популяциях: понятие популяций, их демографическую структуру, динамику численности популяций и ее регуляцию в природе;
уметь:
использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях; рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.
1.Можно ли считать популяцией:
стаю грачей -
стадо антилоп -
карасей, населяющих небольшой пруд _
высаженный на фермерском поле картофель - _
всех птиц, населяющих городской парк - _
население большого города - _
птичий базар -
обитателей муравейника - _
2.Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые территории (А), большие территории (В).
А
В _
3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
Таблица
Процесс |
Факторы (причины) его изменения |
Рождаемость (+) | |
Рождаемость (-) | |
Смертность(+) | |
Смертность (-) | |
4.Представьте себя экологом, изучающим популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27 % особей.
На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел.
Произведя вычисления, заполните таблицу, руководствуясь приведенным ниже примерам расчета изменения численности за первый год.
(рождаемость) = (плотность самок) * (плодовитость) = 130 / 2 * 1,3 = 84
(смертность) = (общая плотность) * (удельная смертность) = 130*27 / 100 = 35
Плотность популяции к началу следующего года есть ее плотность к началу данного года плюс рождаемость и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит: 130 – 35 + 84 = 179
Таблица
Показатели популяции голубя |
Годы жизни | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Плотность |
130 |
179 | |||
Рождаемость |
84 | ||||
Смертность |
35 |
Прочие статьи:
Понятие и классификация занимательного математического материала
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Изучение стратегии семейного воспитания
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест. Родителям предлагалось из четырех вариантов ответа выбрать самый для них предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется харак ...
Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...