5.Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления? _
Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз
5.1. Структура и типы экосистем
Учащийся должен:
знать:
определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;
уметь:
изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.
1.В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву)
Таблица
|
Птицы |
Пищевой рацион |
|
1. Вороны, грачи, сороки |
А. Рыба |
|
2. Клесты, щеглы, зяблики |
Б. Моллюски |
|
3. Дрозды, скворцы, попугаи |
В. Нектар цветков |
|
4. Колибри |
Г. Плоды |
|
5. Дятлы, ласточки, стрижи |
Д. Зерна, семена |
|
6. Кулики, гаги, турпаны |
Е. Насекомые |
|
7. Бакланы, крачки |
Ж. Пресмыкающиеся |
|
8. Птица - секретарь |
З. Мелкие пресмыкающие |
|
9. Цапли |
И. Падаль |
|
10. Совы, канюки, луки |
К. Земноводные |
|
11. Грифы, поморники |
Л. Все съедобное |
2.Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями _
3.В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"?
4.В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"?
5.В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз? _
5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие
Учащийся должен:
знать:
определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма;
уметь:
определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.
1.По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:
Симбиоз - _
Мутуализм - _
Паразитизм - _
Конкуренция межвидовая - _
Конкуренция внутривидовая -
Хищничество -
Нейтрализм - _
2.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо).
Таблица
|
Природные ресурсы среды |
Растения |
Животные |
|
Территория | ||
|
Растительная пища | ||
|
Минеральные вещества | ||
|
Животная пища | ||
|
Органические остатки | ||
|
Солнечный свет | ||
|
Тепло | ||
|
Вода | ||
|
Кислород | ||
|
Углекислый газ | ||
|
Гумус почвы |
Прочие статьи:
Исследование и анализ работы учителей по изучению
нумерации многозначных чисел в начальных классах
После изучения опыта работы мы решили провести исследование по данной проблеме непосредственно с учителями начальных классов. Для этого выбрали базой Яратовскую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. Методы для исследования выбрали интервьюирование. Были включены в исс ...
Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе
Память – это способность к сохранению и воспроизведению прошлого. Одно из основных свойств НС, к-ое выражается в способности долго хранить инф-цию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – это форма психического отражения реальности, к-ая заключается в закреплен ...
Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в
программе
Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия: · музыкально-физкультурный зал, оборудованный ...