Значение творчества Шацкого для советской педагогики

Страница 1

Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. Западные исследователи пишут о том, что будто бы все педагогические находки и открытия сделаны Шацким только в дореволюционный период. Все это является искажением действительности. В этой связи необходимо хотя бы кратко рассмотреть эти стороны в творческом пути выдающегося советского педагога. С. Т. Шацкий признавал известное и довольно сильное влияние педагогических идей Л. Н. Толстого, его привлекал целостный подход великого писателя к воспитанию детей, педагогический эксперимент в Яснополянской школе, внимание Толстого к ребенку, к развитию творческих сил детей, к живому, педагогическому опыту, к роли среды в воспитании детей. Глубоко интересовала Шацкого сама идея создания на новых педагогических началах школы в сельской местности. Но Шацкий, будучи материалистом, был далек от религиозно-философской системы взглядов Л. Н. Толстого.

Очень ясно выражено отношение С. Т. Шацкого к педагогическому наследству классика русской и мировой литературы в статье «Толстой — педагог», написанной к 100-летию со дня рождения гениального писателя.

Следуя ленинской характеристике Л. Н. Толстого, Шацкий утверждал, что понять Толстого можно только в его противоречиях. Это верно и по отношению ко всей его деятельности и к педагогике. «Толстой,— писал Шацкий,— оставил большой след в русском педагогическом деле. Как бы ни относиться к нему, всегда будет одно верно. Толстой будит огромный интерес к педагогическому делу, к детям, и не только интерес, но и желание работать. Это испытали на себе многочисленные кадры русских и иностранных педагогов». И далее: « .нам нужна и долго будет нужна критическая мощь Толстого, чтобы все больше и больше разъяснять массам все лицемерие воспитания в капиталистическом строе. И не для того, чтобы миллионы детей трудящихся прониклись кротостью его и всепрощением, а для того, чтобы создать новую молодежь, которая может строить новое общество и крепко бороться за его создание».

Позиция Шацкого определена совершенно ясно. Таковы факты, а факты – упрямая вещь.

Хорошо известен также интерес Шацкого к педагогической системе Д. Дьюи. В автобиографических заметках, относящихся к 1910 г., он отмечал «известное влияние идей Джона Дьюи» на развитие своих педагогических взглядов. Некоторое время Шацкий действительно был подвержен иллюзиям, навеянным работами Дьюи, о будто бы надклассовом характере воспитания. Став на позиции марксизма, Шацкий преодолел эти ошибочные воззрения. Во многих своих работах в 20-е гг. Шацкий критиковал американскую педагогику, в том числе и работы Дьюи, прежде всего за цели воспитания, состоявшие, как известно, в достижении личного успеха в конкурентной борьбе за существование. «Вся американская обстановка заражена духом практицизма, который носится в воздухе . интересами конкуренции, лицемерия. Школьники награждаются всеми этими качествами»,— писал Шацкий. Не менее известно, что американский педагог сам живо интересовался экспериментальной работой Первой опытной станции Наркомпроса, которую посетил в 1927 г. После знакомства с нею Дьюи отмечал, что школы здесь действительно оказывают реальное воздействие на окружающую среду, помогают социальному прогрессу, активно формируют новый тип человека. Нигде в мире ничего подобного в педагогической практике не наблюдалось. «Русские школьники,— писал он,— более демократически организованы, чем наши. Через школьную систему самоуправления они получают более систематическую, чем в нашей прославленной демократической стране, подготовку к активному и сознательному участию в общественной и производственной деятельности».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Д.И. Фельдштейн. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Дети разного возраста, как известно, очень сильно отличаются между собой по своему общему психологическому облику. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей дошкольного возраста, для младших школьников или подростков. Действительно, какими бы яркими ...

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения
Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека. Существенной частью морального воспитания яв-ся формирование у уч-ся патриотизма и культуры межнациональных отношений, к-е имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как со ...

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru