Значение творчества Шацкого для советской педагогики

Страница 2

Сошлемся также на статью Шацкого «Американские педагоги у нас в гостях», в которой принципиальная разница педагогических позиций показана вполне четко.

Известно, что теория свободного воспитания возникла как протест против авторитарной школы и системы воспитания, и в этом смысле, если к ней подходить исторически, сыграла определенную положительную роль. Но анархический принцип организации учебно-воспитательного процесса, положенный в ее основу, на практике неизбежно приводил к отрицательным результатам. В России идеи свободного воспитания поддерживал Л. Н. Толстой. В начале XX в. в наиболее крайней форме эти взгляды развивал К. Н. Вентцель. Характерный для этого течения крайний индивидуализм, отрицание направляющей роли педагога для Шацкого и ого сотрудников были не приемлемы. «Здесь я вспоминаю те основания, которые никак не могли меня примирить с так называемым течением свободного воспитания,— говорил С. Т. Шацкий.— По своему опыту я, конечно, видел, что свободною ребенка не существует, а существует ребенок, отражающий всевозможные воcпитательные влияния среды, а поэтому во все проявления ребенка необходимо внести значительные социальные поправки . Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе, если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

Ближайший соратник С. Т. Шацкого Л. К. Шлегер писала: «Мы с Шацким брали ребенка со всеми наслоениями среды и наследственности и допускали свободное его проявление для изучения всех этих наслоений, чтобы знать, чем бороться, что укреплять и развивать. Шацкий требовал свободы творчества, личного опыта и исследования ребенка под наблюдением педагога, с его помощью и при его воспитательном воздействии. Некоторые товарищи подхватили это слово «свобода», откинув все остальное, и провозгласили нас приверженцами свободного воспитания». Эти замечания Шацкого и свидетельство известного деятеля советской системы дошкольного воспитания дают основания внести существенные коррективы в освещение проблемы— Шацкий и теория свободного воспитания.

С.Т. Шацкий дорог советским людям как выдающийся педагог, как один из первостроителей советской школы, обогативший сокровищницу коллективной мысли социалистической педагогики. Его глубокая вера в дело коммунизма и в наше молодое поколение с большой силой выражена, в частности, в его письме колонистам — участникам поездки на Кавказ (1929). «Через небольшое количество лет,— писал Шацкий,— вы все вступите в широкую жизнь, вы вступите в сильную армию нашей молодежи, которая будет работать лучше, чем мы, которой на долю выпадут величайшие в мире победы и над старым строем жизни, и над природой, и над климатом, и над ветром, и над водой, и над техникой. Вы увидите и будете управлять такими машинами, которые нам и не снились. Вы увидите гигантское развитие культурной жизни в нашей стране, и оно произойдет благодаря вашим усилиям, усилиям новых людей.

Для меня самый серьезный вопрос — это о воспитании в себе нового человека. Я жил в старом, и старый человек мне уже противен. Вы не жили так в старом, как я, вам легче укрепить в себе новое.

Я хотел бы, видя вашу смелость и в горах, на крутизнах, среди серьезных опасностей, которые вы легко преодолевали, видеть вас смелыми в вашей работе над наукой, техникой, общественной работой .

Давайте ничего не бояться, давайте работать вовсю; давайте разовьем в себе товарищеский дух, давайте помогать нашей великой партии в ее колоссальном деле перестройки всего мира. Его надо перестроить.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru