В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была проанализирована педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования, а так же обобщен опыт работы детской общественной экологической организации «Маленький принц» МОУ лицея № 24 г. Грязи Липецкой области.
На основании обобщенного нами теоретического и практического опыта организации детских общественных движений и объединений мы разработали перечень методических рекомендаций, которые, на наш взгляд будут полезны организатору детского движения.
Для того чтобы жизнедеятельность детского общественного движения в массовой школе и детской общественной организации в учреждении дополнительного образования была успешна и результативна необходимо чтобы:
1. Организатор детского движения, социальный педагог координатор программы жизнедеятельности детской общественной организации владел системой глубоких знаний по истории возникновения и развития детского общественного движения и детской общественной организации. Ведь его цель - создание условий для социального становления личности ребенка, и формирование у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе. А для ее реализации необходимо принимать к сведению предыдущий теоретический и практический опыт работы и отбирать наиболее эффективные и интересные методы и формы организации деятельности. С этой целью необходимо постоянно изучать методическую, научную и специальную литературу, принимать участие в семинарах, мастер-классах, тренингах, курсах по повышению квалификации, словом активно заниматься самообразованием.
2. Организаторы детского движения наблюдали за работами других детских общественных движений и детских общественных организаций, искали новые пути организации работы. Ни для кого не секрет, что все познается в сравнении - поэтому, чтобы двигаться в ногу со временем, не отставать от последних тенденций развития, организатору просто необходимо быть в курсе последних новостей в сфере развития детских общественных движений и детских общественных организаций.
3. В деятельности специалистов по созданию детских общественных организаций использовалось разумное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Для этого необходимо проводить различные виды мероприятий, давать возможность детям проявить себя как в индивидуальных, так и групповых формах заданий. Данная работа является своеобразной ступенью, подготавливающей детей и подростков к последующей, более зрелой деятельности в молодежных и иных социальных движениях, к которым они бывают в той или иной степени «привязаны», испытывают их идейное и организационное влияние.
4. В деятельности педагога было место применению принципа С.А.Шмакова “От сотрудничества к содружеству; от содружества к сотворчеству”. Для этого вожатым, организаторам детского движения, учителям нужно развивать творческую активность у детей, проводить больше творческих конкурсов. Например, нарисовать рисунок на определенную тему, сочинить рассказ. Ребенок и взрослый должны сотрудничать, педагог должен всячески помогать детям, но не делать работу за него полностью. Это очень важный принцип, который закладывает основу характеру взаимоотношений ребенка в других коллективах и сообществах. Если ребенок усвоит этот принцип, то в будущем процесс социализации личности будет протекать значительно быстрее и проще, а так же повысится вероятность реализации собственного творческого потенциала в дальнейшей жизни.
5. Проводилось больше игр и мероприятий, отвечающих потребностям детей, активнее вовлекались дети в жизнь школы (например, если дети увлекаются спортом, охотно ходят на экскурсии, можно провести спортивные эстафеты, организовать экскурсию в музей, в другой город). Ведь именно в процессе игры во многом происходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности. На основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.
6. Вожатые и организаторы детского движения, учителя расширили сферу интересов детей, активизировали и поддерживали интересы к активным и творческим видам деятельности, не пеняли за увлечение общением с друзьями, развлечениями, а вовлекали в новые сферы деятельности. Для этого необходимо, чтобы в программе детского движения были представлены проекты и мероприятия самых различных направлений и сфер, что бы расширило творческий кругозор и мышление ребенка, чтобы ребенок смог попробовать себя в как можно больших направлениях, и сумел понять и определить «что именно мое».
7. Творческая активность у детей была высокой, они охотно участвовали в разных конкурсах. Для этого необходимо не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.
Прочие статьи:
Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что среди исследователей нет единства мнений на определение сути педагогической импровизации, так же как нет единой модели построения системы целенаправленной подготовки к ней . Импровизация в педагогической деятельности обладает своей спе ...
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Организация внеучебной работы на факультете естественных наук КГУ
Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "К ...