Философские и психологические идеи П.П. Блонского

К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современной идеалистической философии.

После революции ученые степени были отменены, и диссертацию Блонский не защитил. Его книга «Философия Плотина» вышла в 1918 году. Крупнейший философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа открыла эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто цитировал Плотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.

Не меньшее значение в его судьбе сыграло и знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете. За доброе отношение и участие Блонский был ему благодарен всю жизнь, хотя впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего, по политическим мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть перестроена на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из им же созданного Психологического института.

Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудны, прежде всего в материальном отношении. Поэтому он начинает педагогическую деятельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве преподавателя был в достаточной степени вынужденным, но эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику.

Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими педагогами, бескорыстно преданными своему делу. Стремление помочь им в нелегкой деятельности стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей построения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Блонского через несколько лет, впервые послереволюционные годы. Так постепенно из занятий, которые начинались только ради приработка, вырастал новый интерес, определивший всю дальнейшую деятельность ученого.

блонский шацкий личность педагогический деятельность


Прочие статьи:

Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соеди ...

Методы педагогического воздействия в системе коррекционной работы по развитию речевой моторики у старших дошкольников
Педагогическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка по ...

Математическая обработка данных
Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Алгорит ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru