В целях совершенствования урока следует также выявлять и обеспечивать создание оптимальных учебно-материальных, школьно-гигиенических и морально-психологических условий для успешной организации учебно-воспитательной работы на уроке.
В этих и некоторых других направлениях совершенствования урока находит свое выражение научная организация педагогического труда на уроке, в соответствии с которой происходит упорная борьба за максимальное использование каждой из 45 минут урока.
Урок как основная форма организации обучения применяется во всех классах и типах общеобразовательных школ и в профессионально-технических училищах, отличаясь некоторыми особенностями, основаными на учете возрастных возможностей учащихся и условий работы в различных типах учебно-воспитательных учреждений.
В начальных классах, например, где необходимо сравнительно быстро переключать внимание учеников, на уроках используются разнообразные виды учебной работы, в том числе игрового и занимательного характера. На первой ступени обучения проводятся уроки объяснительного чтения и так называемые предметные уроки, на которых учащиеся изучают естественные предметы или специальный раздаточный материал — гербарии, коллекции и др. В малокомплектных школах, где учителю приходится одновременно руководить учебной работой двух и даже трех классов, широко применяются на уроках различные виды самостоятельных работ учащихся (выполнение заданий в виде упражнений и решения задач из учебников, сборников задач или по специальным карточкам, подготовленным учителем).
В старших классах возрастает роль уроков изложения нового материала учителем (в виде рассказа, объяснения или лекции) и самостоятельной работы учащихся (с учебниками и учебными пособиями, в учебных кабинетах, мастерских и лабораториях), шире применяются проблемные уроки, выполнение групповых работ и индивидуальных заданий творческого характера. В IX—X классах в расписание учебных занятий вводятся так называемые сдвоенные уроки. Как показал опыт работы, такие уроки целесообразно практиковать для проведения лекций с большим содержанием новой информации, а также для выполнения лабораторных работ, семинарских и практических занятий, практикумов и учебных экскурсий.
Применение сдвоенных уроков положительно сказывается на уменьшении перегрузки школьников при умелой организации лекционных занятий. На сдвоенных уроках более основательно излагается содержание программного материала, повышается научно-теоретический уровень его изложения, достигается более полное усвоение его непосредственно во время уроков. Последнее обстоятельство имеет особенно важное значение для вечерних и сменных школ рабочей молодежи, в которых время для выполнения учащимися домашних заданий практически очень ограниченно.
На уроках в вечерних школах учитель более широко опирается на самостоятельность учащихся, имеющих навыки самостоятельного решения жизненных (производственных и бытовых) вопросов Взрослые учащиеся, хорошо понимающие, как надо ценить и беречь каждую минуту рабочего времени при выполнении производственных заданий, порой бывают свидетелями неэкономного использования времени на уроках. Пассивная роль этих учащихся в процессе обучения снижает их интерес к изучению учебных предметов, вызывает потерю уверенности в своих силах и возможностях. Поэтому уроки в вечерних (сменных) школах отличаются максимальной экономией времени, изучением основных и ведущих идей и понятий, широким использованием различных видов самостоятельной работы учащихся на основе их жизненного и производственного опыта.
В школах-интернатах и в школах продленного (полного) дня специфика проведения уроков состоит в том, что учебный процесс в них полностью (в школах-интернатах) или почти целиком (в школах продленного дня) организуется и проводится в школе. Во второй половине дня отводится время на самостоятельную подготовку, которая проводится под руководством учителей. При оценке качества уроков, проведенных в школах продленного дня, теперь признано целесообразным учитывать подготовленность учащихся к выполнению домашних заданий во время самоподготовки. Одним из основных направлений дальнейшего развития школ продленного дня на основе анализа передового опыта является рациональная организация режима целостного учебно-воспитательного процесса, при котором уроки по учебным предметам будут органически связаны с проведением различных видов внеклассной и клубной деятельности учащихся, что будет обеспечивать всестороннее развитие школьников.
Прочие статьи:
Характеристика
диагностической программы и анализ результатов
Цель исследования: выявление особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В исследовании приняли участие 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет. Для разработки программы диагностического обследования лекси ...
Диагностика уровня познавательной активности детей
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
на базе ДОУ №17 в п. Песчанка был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Э ...
Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки. В строчках: 1. Действие, обратное у ...