Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе

Память – это способность к сохранению и воспроизведению прошлого. Одно из основных свойств НС, к-ое выражается в способности долго хранить инф-цию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – это форма психического отражения реальности, к-ая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведение чел-м прошлого опыта. Без памяти чел-к перестал бы ориентироваться в окружающей среде и каждое действие переживалось бы им как впервые возникшее. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие лич-ти. Мнемические процессы (процессы памяти) связаны с особенностями лич-ти, направленностью и мотивацией, особенностями НС. Зависят от уровня развития волевой эмоциональной и интеллектуальной сфер лич-ти. Сущ-ет профессиональная память, к-ая присуща каждому чел-ку. Чем значимее для чел-ка ппрофес-ая деят-ть, тем богаче проф-ная память. Направленность лич-ти характеризуется устойчивыми целями и мотивами, склонностями и интересами.

Виды памяти: 1. По времени сохранения – мгновенная (иконическая) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Она представляет собой полное остаточное впечатление, к-ое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ. –кратковременная – хранение инф-ции в течение короткого промежутка времени от неск. секунд. При этом сохраняется неполный, а обобщенный образ воспринятого. После непродолжительного времени впечатление исчезает. – долговременная – способна хранить информации неограниченное время. информация из долговременной памяти может быть использована, чел. много раз без потери. При чем многократное и систематическое повторение данной инф-ции только укрепляет её в долговременной памяти – это «глубинная память» или память хранения. – оперативная – рассчитана на хранение инф-ии в течение определенного заданного срока (от нескольких сек до неск дней) для выполнения чел-ом опред-ой деят-ть. После этого информация может исчезать. 2 По преобладающему анализатору: - зрительная – это сохранение и воспроизведение зрительных образов. – слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение звуков. – эмоциональная – это память на переживания. Участвует в работе всех видов памяти. Особенно проявляется в чел-х отношениях. – двигательная (моторная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. – словесно-логическая память связано со словом мыслью и логикой. чел обладающей ею может быстро и точно запомнить смысл событий и логикой рассуждении этот смысл он может передать своими словами но достаточно точно. Иногда встречаются люди обладающие эйдетической памятью. Это зрительная память на образы которая характеризуется способностью их сохранять и воспроизводить в течении достаточно длительного времени. Эйдетические образы детализированы, что не доступно обычному представлению. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. С одной стороны они могут проявляется в преобладании того или иного анализатора, а с другой стороны индивидуальные различия проявляются в процессах памяти: скорости запоминания, прочности сохранения, легкости воспроизведения. Индивидуальные особенности памяти могут приводить к изменениям в структуре лич-ти чел. Уровни развития памяти зависят от возраста чел. Общего состояния организма в старосте лучше всего сохраняется логическая память и страдает механическое запечатление. Память с возрастом изменяется и поддается тренировке.

К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, т.к. полезен сам процесс припоминания, - ,то ч. удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо. У школьников плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному, т.к. сущ-ют индивидуальные различия памяти. Она м.б. хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к др-м. Некоторые дети хорошо запоминают стихи, очень слабо математические формулы. Одни м. быстро выучить и дать ответ, а др-е нет. Такие шк-ки снижают темп урока, чем часто раздражают учителей, но торопливость здесь не уместна: нужно проявить терпение, дать уч-ку время подумать, собраться с мыслями. В процессе шк-го обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать к-я память у ребенка слабее, чтобы развить ее. При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе к-го лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала. Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом, «+» отношение к запоминаемому. Хуже запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить.


Прочие статьи:

Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но ...

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В данном параграфе мы исследуем процесс социализации старших подростков в условиях кадетской школы на примере Кадетской школы-интерната г.Читы, расположенной по адресу: г.Чита, ул. 3-я Кооперативная.Также мы исследовали психическое состояние подростков: наличие тревожности, агрессии.В данном исслед ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru