Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды

Статьи об образовании » Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе ДОУ » Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды

Страница 1

Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать охрану и укрепление:

- физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие;

- создание условий для развития личности;

- приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды:

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Этот принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»), использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества - это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды, использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен, создание уголков по интересам, придумывание детьми самостоятельно символов каждого уголка.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменений в соответствии со вкусом, настроением и возможностями, возрастными особенностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

- использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой):

- использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

Принцип предполагает быструю смену среды: если больше мальчиков – больше машинок, если девочек – чаще надо разворачивать игру «в семью», «больницу», «магазин».

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования -

реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения, музыкальный зал, изостудия, «зимний сад», компьютерный класс и др.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –

эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Интерьер группы должен меняться, в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

6. Принцип учета «половых и возрастных» различий -

реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

В основе принципа лежат исследования нейропсихологов Санкт-Петербургского университета, в ходе которых изучались биотоки мозга новорожденных детей. Было обнаружено, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше чувствительность: они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства – кукол, тряпочки, и играют на ограниченном пространстве. Для этого им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом всё окружающее пространство. Мальчикам для их полноценного психологического развития требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы и т.д.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...

Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...

Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, п ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru