Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Статьи об образовании » Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Страница 1

К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто растворена в эмпирическом материале, который не обладает основными свойствами теории — целостностью и структурностью.

Несмотря на данное обстоятельство, педагогическая теория настойчиво пробивает себе дорогу в науке. Примером тому могут служить теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский), программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин и др.), познавательного интереса (Г.И. Щукина) и др. Другими словами, в педагогике как науке идет процесс перехода от эмпирических фактов к созданию новых педагогических теорий. Этот процесс обусловлен рядом факторов. Во-первых, теория позволяет надежно и быстро ориентироваться в реальных педагогических явлениях, видеть в них закономерные связи и отношения, благодаря которым они и функционируют; во-вторых, на основе знания этих закономерностей появляется возможность вскрывать противоречия и рассогласования между теорией и практикой, принимать в практической деятельности правильные решения. Иначе говоря, педагогическая теория является не только инструментом мышления, но и руководством к действию.

В методологии науки теория представлена как система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: основания (опытные факты, постулаты и т.п.) —> ядро теории (модель механизма изменения какого-либо явления) —> следствие (применение теоретических положений на практике). Именно с этих позиций нами и будет сделана попытка создания теории формирования активности школьника в период обучения.

Общая методология системного подхода предполагает выделение его основных аспектов. Общепринято любую систему рассматривать двояко: в статике, т.е. во временном отвлечении от динамизма ее действительного существования, и в динамике ее реального бытия, в движении, изменении. Поскольку система имеет внутреннее строение, то статический и динамический анализ осуществляются с двух сторон: внутрисистемный, включающий в себя компонентный и структурный анализ в пределах самой системы; внешнесистемный, т.е. изучение системы через анализ ее внешних связей. С данных позиций и проанализируем концепции структур личности, предложенные отечественными психологами и педагогами и получившие широкое признание в научной литературе (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Н.И. Непомнящая, В.С. Леднев).

Анализ различных структур личности позволил нам сделать следующие утверждения;

1) личность можно рассматривать как целостную систему;

2) в системе наличествует основополагающий элемент, тесно связанный с другими и влияющий на их развитие;

3) основополагающим элементом в системе личности мы считаем активность.

Активность определяется нами как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, осуществляемой путем выбора оптимальных путей для достижения целей познания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru