К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто растворена в эмпирическом материале, который не обладает основными свойствами теории — целостностью и структурностью.
Несмотря на данное обстоятельство, педагогическая теория настойчиво пробивает себе дорогу в науке. Примером тому могут служить теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский), программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин и др.), познавательного интереса (Г.И. Щукина) и др. Другими словами, в педагогике как науке идет процесс перехода от эмпирических фактов к созданию новых педагогических теорий. Этот процесс обусловлен рядом факторов. Во-первых, теория позволяет надежно и быстро ориентироваться в реальных педагогических явлениях, видеть в них закономерные связи и отношения, благодаря которым они и функционируют; во-вторых, на основе знания этих закономерностей появляется возможность вскрывать противоречия и рассогласования между теорией и практикой, принимать в практической деятельности правильные решения. Иначе говоря, педагогическая теория является не только инструментом мышления, но и руководством к действию.
В методологии науки теория представлена как система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: основания (опытные факты, постулаты и т.п.) —> ядро теории (модель механизма изменения какого-либо явления) —> следствие (применение теоретических положений на практике). Именно с этих позиций нами и будет сделана попытка создания теории формирования активности школьника в период обучения.
Общая методология системного подхода предполагает выделение его основных аспектов. Общепринято любую систему рассматривать двояко: в статике, т.е. во временном отвлечении от динамизма ее действительного существования, и в динамике ее реального бытия, в движении, изменении. Поскольку система имеет внутреннее строение, то статический и динамический анализ осуществляются с двух сторон: внутрисистемный, включающий в себя компонентный и структурный анализ в пределах самой системы; внешнесистемный, т.е. изучение системы через анализ ее внешних связей. С данных позиций и проанализируем концепции структур личности, предложенные отечественными психологами и педагогами и получившие широкое признание в научной литературе (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Н.И. Непомнящая, В.С. Леднев).
Анализ различных структур личности позволил нам сделать следующие утверждения;
1) личность можно рассматривать как целостную систему;
2) в системе наличествует основополагающий элемент, тесно связанный с другими и влияющий на их развитие;
3) основополагающим элементом в системе личности мы считаем активность.
Активность определяется нами как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, осуществляемой путем выбора оптимальных путей для достижения целей познания.
Прочие статьи:
Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...
Теория соответствия образования уровню развития общества – 70-80 гг. ХХ
века
Идеи: 1). Образование – это зеркало общества (отражает уровень современности). 2). Главная функция образования – это воспроизводство существующего общества. Сначала возрождение экономики, промышленности, а потом результаты отразятся на школе. Идеи: 1). Образование яв-ся средством развития личности. ...
Модель внеклассных занятий по программе
«Экономическое воспитание школьников»
Огромные возможности в экономическом просвещении школьников в превращении этих знаний в личные убеждения таит в себе внеклассная работа. В процессе внеклассной работы ученики привлекаются к разнообразной практической деятельности, которая способствует формирований у них прочных практических экономи ...