Положение детей – социальных сирот в современной России

Статьи об образовании » Социальное сиротство » Положение детей – социальных сирот в современной России

Страница 1

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом.

Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство – период, когда закладываются функциональные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявши родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и д.р.). Выделяют три наиболее яркие причины данного явления:

Первая, заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ о новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течении трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родители лишены родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерявшие родителей в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Понятие «социального сиротства» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей – отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей, приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят.

Сегодня в России 4 млн. беспризорных, 6 тысяч преступлении совершено подростками, 2 тысячи детей-самоубийц, 573 тысячи детей-сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Причины социального сиротства:

рост числа родителей, лишенных родительских прав;

выросшие дети идут по стопам своих родителей, как и они, лишаются родительских прав;

обнищание населения;

рост наркомании и алкоголизма;

увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;

возросло число семей, где нет нормальных условии для проживания;

несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 годом, на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

Рассмотрим типичные категории детей социального сиротства:

Дети-беглецы. В большинстве это подростки 15-16 лет (на данном этапе идет понижение критерия по возрастному признаку – 11-12 лет), чаще дети из городских семей, меньше из сельских. Они не хотят трудиться, предпочитают общаться со сверстниками, а не с родными. Среди них 56,7% девочки, 43,3% мальчики. Из них 8% прогуливали школу, 17% были исключены, 5% временно бросили школу, 69% учились, 1% окончили школу.

Большинство беглецов из распавшихся семей, или из семей, где постоянно возникают конфликты, ссоры.

Исследователи рассматривают причины ухода из семьи, как «побег от» и «побег к», что дает возможность рассматривать уход из семьи, как из-за притеснении или поиск чего-то. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели. Конфликты в семье. Главное – в окружающей его среде.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но ...

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru