Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание

Статьи об образовании » Педагогическая интуиция и импровизация в педагогической деятельности » Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание

Страница 2

Противоречиво, на наш взгляд, понятие об импровизации с домашней заготовкой, так как суть импровизации заключается в ее спонтанности. Доля интуитивного здесь минимальна, а наполнение этапов существенно отличает ее от классической импровизации.

На первом этапе учителем выбирается подходящий момент для импровизации. В соответствии с текущей ситуацией урока учителем производится мысленная коррекция заранее разработанных путей осуществления импровизации. На данном этапе существует опасность возникновения импровизации как самоцели, отвлекающей неопытного педагога. На последнем этапе может быть принято решение о переходе к импровизации на другой заготовке .

Импровизация с домашней заготовкой имеет свои преимущества, так как подготовленность, как правило, гарантирует качество ее реализации, превращает ее в учебно-воспитательный инструмент. Она доступна каждому педагогу и ведет к способности импровизировать без подготовки. Иногда домашние заготовки могут «выручить» учителя в непредвиденных ситуациях. В конце четверти, совпадающем с заключительным уроком по теме «Моя семья», учительница другой подгруппы предложила показать всему классу фильм о Китае. Но по досадному недоразумению кабинет с необходимым оборудованием оказался занят, поэтому пришлось полностью менять содержание урока. К счастью, у меня были с собой наброски конкурсов командного соревнования по данной теме, продуманные мной как вариант завершения работы над ней. Некоторые задания я исключила или подкорректировала, а некоторые добавила. Ребята были в восторге. Урок удался!

Но даже очень хорошо продуманная и подготовленная импровизация не может гарантировать отсутствия неожиданных ситуаций во время проведения данного мероприятия. Во время прохождения летней педагогической практики в пришкольном оздоровительном лагере мы с напарницей подготовили для младших школьников воспитательное мероприятие «В стране этикета». Мы попросили нескольких ребят выступить в роли невоспитанных нежданных гостей и рассказать небольшие четверостишья. Отрепетировав с ними слова и объяснив, когда нужно «ворваться» в класс, мы были уверены в успехе. Но вот подходит черед выхода ребят, а одного из них, самого маленького, совсем не видно. Что делать? Когда остальные мальчишки успешно выступили, я, расхаживая по классу и приглядываясь к детям, сказала тоном подозрения: «Я почти уверена, что здесь у нас еще скрываются грязнули и невежи». И тут я обнаруживаю нашу «пропажу» играющим под партой и с торжеством в голосе говорю: «Ну вот, видите! Я так и знала!». После этого я тихонько попросила мальчишку выбраться из «укрытия» и рассказать свой стишок. С нашей помощью это ему удалось. Он сам того не зная, помог нам своим баловством сделать мероприятие еще более интересным. Удачные импровизационные моменты обогащают, улучшают заранее продуманный замысел.

Кроме выше рассмотренных видов импровизации, встречается и переходящая импровизация, или смешанная, которая представляет собой различные варианты комбинации классической импровизации и импровизации с домашней заготовкой. Так, например, если учитель не знает, как закончить подготовленную импровизацию, он прибегает к обычной импровизации. Но чаще применяется вариант изначально классической импровизации .

Харькин В.Н. выделяет три группы критериев, определяющих педагогическую импровизацию:

1) объективные (относятся к явлению в целом): внезапность, сиюминутность, новизна, публичность и педагогическая значимость;

2) субъективные, относящиеся к импровизатору: работа мысли, чувство удовлетворения;

3) субъективные, относящиеся к зрителю: внимание, включенность, активность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание учителю, концентрация внимания, скачок интереса к содержанию урока и к предмету в целом .

Нужно отметить, что в педагогической деятельности взаимодействие с аудиторией, сотворчество учителя и учеников, играет очень большую роль. Соимпровизация на уроке способствует появлению у учащихся умственных, нравственных и интеллектуальных новообразований [3, 31]. Ученики более расположены к учителям, способным к импровизации, так как сами любят импровизировать.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами». ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Методика Г.А. Волковой
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, по каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возрас ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru