Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание

Статьи об образовании » Педагогическая интуиция и импровизация в педагогической деятельности » Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание

Страница 3

Во время урока английского языка в 7-м классе ученица неожиданно говорит учительнице:

- А давайте споем песенку!

- Какую песенку?- удивленно спрашивает учительница.

- У Иры сегодня День рождения, - отвечает девочка.

- Вот как! Ну конечно споем,- с радостью соглашается учительница-практикантка и громче всех поет “Happy Birthday to You”, хотя еще недавно говорила, что песни с учениками распевать не будет. А класс взбодрился и готов дальше заниматься грамматикой.

Вслед за В. Н. Харькиным в качестве основ педагогической импровизации мы видим во-первых, общекультурные и психолого - педагогические знания, умения и навыки, в т. ч. о природе творчества вообще и педагогической в частности; во-вторых, творческую доминанту; в-третьих, специальные знания о сущности педагогической импровизации, умения и навыки импровизации .

Педагогическая деятельность рассчитана на живое общение и поэтому предполагает развитую способность учителя к речевой и пластической (невербальной) импровизации, т.е. коммуникативной .

На основании формы осуществления импровизации В. Н. Харькин выделяет словесное действие, физическое и словесно-физическое, которое чаще всего используется, подчеркивая особую важность словесного действия.

Для успешной реализации педагогической импровизации важно учитывать взаимосвязь ее внешней и внутренней сторон. Польский психолог Е. Мелибруда отмечает чрезвычайную ценность эмоциональной раскованности учителя в общении с детьми, так как естественность импонирует учащимся. Здесь важен артистизм. Соимпровизация – основной жанр уроков артистичного педагога. Ю. П. Азаров предлагает использовать систему К. С. Станиславского для повышения мастерства педагогического воздействия. Очень важна быстрота реакции на проблемную ситуацию. По результатам исследований Г. Н. Судженко о достаточно быстрой реакции можно судить, если задача решается в течение 3-5 минут .

Среди основ педагогической импровизации особое значение имеет творческая доминанта. Она включает развитые способности одновременной концентрации и распределения внимания, развитые воображение и интуицию, творческое самочувствие (вдохновение). Творческое самочувствие представляет собой единство ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых состояний учителя. Его созданию способствует саморегуляция. Умение управлять своими психическими состояниями помогает импровизировать в эмоционально напряженной обстановке и основывается на чувстве ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса, положительной психологической установке и уверенности в себе . Незаменимо здесь чувство юмора, которое, к тому же, рассматривается О. А. Сергеевой как эффективное педагогическое средство, приемам и правильному, уместному использованию которого вполне можно научиться.

Для качественной педагогической импровизации важна педагогическая рефлексия, проявляющаяся в анализе собственных импровизационных способностей, предпочтения того или иного вида импровизации, его уместности, определения эффективности импровизации .

По мнению А. А. Сляднева, сущность педагогической импровизации и ее специфика определяют тактику и стратегию целенаправленной подготовки к ней как будущих, так и практикующих педагогов. Подготовка к педагогической импровизации может осуществляться путем вкрапления элементов импровизации в ход преподавания учебных дисциплин в вузе, с помощью специального тренинга в вузе и школе и самоподготовки с опорой на театральную педагогику. Кратчайший путь к ее эффективному использованию лежит через осмысление собственных попыток сиюминутного творчества. Важно соблюдать преемственность между теорией и практикой, так как наблюдается противоречие между широким использованием методик и технологий, насыщенных импровизацией и низким уровнем знаний о сущности педагогической импровизации. А. А. Сляднев описал недостатки в подготовленности студентов к педагогической импровизации. Трудность при подготовке в вузах педагогов-импровизаторов представляет несовершенство нервно-психической организации, волевой сферы и физиологические особенности некоторых студентов.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе - петух или п-п-п-петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клонт ...

Детская одаренность: трудности описания
Цель данной главы - показать сложившиеся в кругу психологов и педагогов представления о том, кто такой одаренный ребенок. В литературе, касающейся одаренности детей, постоянно переплетаются и сменяют друг друга две взаимоисключающие картины. Исследованию подвергаются одаренный ребенок в общем, как ...

Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников и их роль
Хотя степень активности школьников на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными факторами, однако нельзя недооценивать и роль биологического фактора – потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Поэтому можно создать у ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru