Рассматривая педагогическую импровизацию как специфический вид педагогической деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода, разработанного психологом С. Л. Рубинштейном и его последователями, нужно подчеркнуть необходимость мотивации к ней.
Нами был произведен опрос студентов пятого курса английского факультета Минского государственного лингвистического университета, проходящих преддипломную практику в гимназиях Минска, с целью выявления уровня их знаний о сущности педагогической импровизации. В результате анализа данных опроса подтвердилось наше предположение о недостаточной сформированности у выпускников теоретических знаний о педагогической импровизации и их системности. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Что такое педагогическая импровизация?
2. Чем педагогическая деятельность отличается от деятельности актера?
3. Как осуществляется педагогическая импровизация?
4. Чем она может быть вызвана?
5. На каких этапах урока возможна педагогическая импровизация?
6. Что необходимо учителю для эффективной импровизации?
7. Часто ли Вы импровизируете во время проведения урока? Если нет, то почему? Если да, то как часто Ваша импровизация помогает решить педагогическую задачу?
8. Приведите примеры собственных попыток педагогической импровизации.
9. Как можно научиться педагогической импровизации?
Только 1 студент из 10 опрошенных отметил творческий характер импровизации, еще 1 подчеркнул большую степень творчества в деятельности педагога по сравнению с актерской, учитывая реальные условия его «игры». Профессионализм как необходимая черта педагогической импровизации также не совсем для них очевиден. Только двое из опрошенных имеют представление о поэтапности осуществления педагогической импровизации, и ни один из студентов не смог перечислить все ее возможные источники (практически всеми были отмечены корректирующие факторы и некоторыми -- восприятие класса). Однако всеми опрошенными осознается возможность педагогической импровизации на всех этапах урока. Мы отметили пробелы в знаниях будущих преподавателей иностранного языка об основах педагогической импровизации, в частности, коммуникативных умениях и развитой интуиции, внимании, творческом самочувствии, т.е. творческой доминанте. Ими также недооценивается важность владения методикой преподавания предмета для эффективной импровизации на уроке, хотя многие из них часто «на ходу придумывают упражнения». Конкретный же пример собственной педагогической импровизации смог привести лишь один из всех опрошенных. Причину неудачной импровизации либо вовсе отсутствие попыток педагогической импровизации студенты-практиканты видят в отсутствии педагогического опыта. Возможно поэтому, основным способом обучения педагогической импровизации, по их мнению, является практическая деятельность. Имеет место пресечение попыток импровизации практикантов постоянным учителем
Прочие статьи:
Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
Появление в современном обществе свободы выбора – с одной стороны и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, духовный хаос – с другой приводит к тому, что люди постоянно находятся в ситуации выбора. Это состояние свободы выбора и ответственности оказывается непривычным, диско ...
Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...
Понятия мотивации и мотива
По мнению И.А. Зимней, одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же ориентации, что и в учебной. Мотивация педагогической деятельности определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. ...