Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов

Статьи об образовании » Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв » Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов

Страница 4

Оно получило название “обучаемость учеников”.

Из психологической литературы это понятие перешло в работы по дидактике, где на основе с целью организации дифференцированного обучения учащихся стали подразделять на слабых и хорошо подготовленных, применяя к каждой категории посильную методику.

В первые это отметил Ю.К.Бабанский. В своей работе “Оптимизация учебно-воспитательного процесса” он пишет: “При самообразовании необходимо предусмотреть задачу дифференциации обучения слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников. Надо не забывать о развитии способностей учеников, о выращивании талантов в той или иной области знаний. При продумывании задач работы с этими учениками надо стремиться обеспечить углубленное изучение ими предмета во время самостоятельной работы на уроке и в ходе занятий. Надо проектировать задание, направленное на удовлетворение их интересов и способностей в той или иной отрасли знаний.

В литературе по методике преподавания истории дается следующее определение понятию обучаемости: “Для учащегося развитие определяется прежде всего ростом обучаемости - способностью экономно (по затрате и времени) взять из истории максимум образовательных и воспитательных ценностей, возрастанием ориентации в событиях современности, а также его участием в общественной работе”.

В настоящее время психологи дают следующее определение обучаемости: “Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения . Обучаемость определяется не только уровнем активного познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но тем, что субъект может познать с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями”.

Психологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики. Такое подразделение, произведенное по объективным показателям, значительно упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного курса.

Обычно урок истории имеет один или два уровня сложности (“сложность содержания образования является его объективной характеристикой”).

“Выполняя задание, весь класс вынужден работать примерно одинаково, но для разных по обучаемости категорий учащихся эта работа будет не одинаково трудной”.

“Школьная программа, - как считает Гора П.В. - и опытное преподавание истории показывает, что слабые ученики успешно работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, когда требуется усваивать и воспроизводить знания в готовом виде. Условно, принимаем его за первый, самый низкий уровень трудности”.

Следует сказать, что проблемами уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся занимался ряд выдающихся дидактов, таких как Гора П.В, и Дайри Н.Г.

Дайри пишет, что “наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и внеучебной работе - показатель высшей обучаемости школьников, следовательно в познавательной деятельности учащихся выделяются несколько уровней обучаемости”.

Замечательный дидакт Гора П.В. выделяет три уровня познавательной самостоятельности учащихся. О первом - воспроизводящем, - было сказано выше. Далее, он отмечает, что, неоднократное усвоение разъясненного материала и воспроизведение усвоенного исторического материала постепенно формирует у учащихся умении применять эти приемы по образцу в аналогичных условиях. Эта деятельность является преобразующей (2-ой уровень).

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Разработка творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Для разработки технологического проекта выбрана и проанализирована рациональная технология: составлена технологическая карта последовательности выполнения гобелена (смотреть приложение В -2), составлен рабочий рисунок. Уход за гобеленом – готовый гобелен нельзя стирать, так как изнаночная сторона п ...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Своевременное и полноценное овладение реч ...

Сущность заикания
Заикание - мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у сво ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru