Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

Статьи об образовании » Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

Так как по программе в 8 классе основной курс – это синтаксис, то, конечно, больше времени уделяется пунктуационной работе. Работа ориентирована по учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред.С.Г. Бархударова.

Объяснение правил включает следующие виды работы: объяс­нение терминов и наименований, выделение нормы и условий ее

действия, мотивирование отдельных положений правила, сопостав­ление правил, подбор и составление примеров.

Объяснение терминов и наименований, входящих в правило.

Оз­накомление с терминами, входящими в правило, определяется ха­рактером самого термина и предшествующей работой над ним.

В одних случаях достаточно проверить и уточнить понимание термина, дать упражнения, которые бы предупредили смешение его с другими сходными наименованиями.

Так, в правилах обособления определений употребляется термин «определяемое слово». По определяемому слову находится опреде­ление, с ним связано установление условий обособления.

С этим термином учащиеся знакомы с VII класса: при изучении причастий им сообщалось правило о выделении запятыми прича­стного оборота, стоящего после определяемого слова. Однако дли­тельное употребление этого понятия не всегда приводит к четкому его пониманию и умению обнаруживать, поэтому сопоставление терминов «определяемое слово» и «определение», экспериментиро­вание, связанное с изменением места определения по отношению к определяемому слову, лучше подготовит учащихся к усвоению правил обособления.

Иная работа потребуется при изучении этой же темы над терми­нами «согласованное определение», «несогласованное определение».

В основе этой классификации лежит способ связи определения с определяемым словом. Учащихся обычно не затрудняет понятие «согласованное определение». С определениями, выраженными при­лагательными и причастиями, они встречались чаще всего, и им не раз приходилось обращать внимание на уподобление определений по форме определяемому слову (в орфографических целях). Здесь классификационное наименование соответствует названию способа связи определения с определяемым словом. Труднее осмысливается понятие «несогласованное определение», потому что само наимено­вание не указывает способ связи определения с определяемым сло­вом. В этом случае требуется показать, что несогласованное оп­ределение может связываться с определяемым словом по способу управления (избушка лесника, платье из шерсти, домик у дороги) или примыкания (брюки навыпуск, возможность учиться). Раскрытие способа связи поможет наполнить термин нужным содержанием.

Как видим, в данном случае мало повторить материал, знание которого необходимо при усвоении нового понятия, потребуются обобщение и специальная работа над уточнением значения термина.

Дифференциация работы над терминами необходима и при объяс­нении нового материала.

Своеобразие понятия определяет и особенности работы над ним. Например, при изучении правил обособления определений вводится понятие «обстоятельственное определение». Двойная функция такого члена предложения хорошо раскрывается, если учащимся показать связь его и с подлежащим, и с составом сказуемого: от подлежащего ставится вопрос, на который отвечает определение; от сказуемо­го — вопрос, на который отвечает обстоятельство. Например: Утом­ленные длительным переходом, туристы быстро уснули. Туристы, какие? утомленные длительным переходом; быстро уснули по какой причине?

Не указав на связь определения с составом сказуемого (что часто бывает в школьной практике), нельзя снять трудности установления добавочной функции этого второстепенного члена и предупредить ошибки в неполной его квалификации.

Нередко термины появляются в результате классификации по­нятий. В этом случае устанавливается основание деленияю. а также соотношение видовых и родовых понятий в классификационной схеме. Например, изучение пунктуации в сложных предложениях связано с классификацией их по способу соединения частей. По наличию или отсутствию союзов сложное предложение делится на союзное и бессоюзное, союзное в свою очередь по значению союзов делится на сложносочиненное и сложноподчиненное.

При ознакомлении с составными терминами возможны разные виды работ.


Прочие статьи:

Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...

Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...

Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru