Употребление запятой между однородными членами

Статьи об образовании » Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе » Употребление запятой между однородными членами

Страница 1

Определите:

1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов

союзное

бессоюзное

(однородные члены разделяются запятой)

2. Значение союзов

противительные, двойные сопостави­тельные (однородные члены разделяются запятой)

3. Повторяются или не повторяются

соединительные, разде­лительные союзы

повторяются (однородные члены разделяются запятой)

не повторяются (однородные члены не разделяются запятой)

Результатом первой умственной операции является пунктуаци­онная норма (однородные члены, соединенные бессоюзно, разделя­ются запятой) и основание для нового поиска. То же можно сказать и о втором «шаге». В результате третьей операции устанавливаются условия для позитивной и негативной норм.

Последовательность умственных операций в алгоритме опреде­ляется избранным путем, который должен: 1) учитывать иерархию условий нормы; 2) на первом плане предусмотреть операции, ко­торыми устанавливаются факты, имеющие широкое распространение; 3) не повторять «шагов»; 4) быть прямым и наиболее коротким.

Использование алгоритмов требует продуманности и осто­рожности.

Не все правила при их применении нуждаются в алгоритмах. Если ход рассуждения представляет один «шаг» и несложное определение условий сразу включает действие правила, то усложнять работу составлением алгоритма неразумно. Из-за краткости изложения и императивности предложений, которыми выражаются умственные операции и выводы, рекомендации и нормы в алгоритмах приоб­ретают большую обязательность и категоричность. Поэтому очень осторожно следует давать алгоритмы для факультативных правил, а также правил, употребление которых связано с тонким и сложным анализом предложения, с использованием его стилистических воз­можностей. Таким образом, использование алгоритмов оправдано при изучении сложных, многоусловных правил и отдельных систем правил.

Алгоритмы различаются по охвату пунктуационного материала. Одни отражают операции, связанные с применением отдельного правила (например, употребление тире между подлежащим и ска­зуемым), другими обслуживается система правил (например, пра­вила обособления определений, правила обособления приложений, правила употребления запятой между однородными членами).

К первой группе относятся алгоритмы, в которых количество операций точно соответствует количеству условий действия пункту­ационной нормы (например, трем условиям употребления тире между подлежащим и сказуемым—три умственные операции). Последо­вательность операций определяется зависимостью (субординацией) условий нормы: за операцией, устанавливающей основное условие нормы (например, наличие нулевой связки), следуют операции, которыми определяются условия, ограничивающие или уточняющие действие основного условия (например, способ выражения именной части, наличие в устной речи паузы на месте нулевой связки).

Содержание и структура вторых алгоритмов определяются ус­ловиями действия не одного, а нескольких правил, входящих в си­стему. Если правило одноусловно, в алгоритме ему соответствует одна операция, если двуусловно,— две и т. д. Например, установ­ление бессоюзной связи — достаточное основание для разделения однородных членов запятой. Но для решения вопроса о постановке запятой между однородными членами, связанными соединительными или разделительными союзами, в приеме даются три операции. Однако количество операций в подобных случаях соответствует не сумме всех условий, имеющихся в правилах, а количеству общих условий, по-разному сочетающихся в отдельных правилах. Одно и то же условие может входить в состав нескольких правил. На­пример, установление наличия зависимых слов у приложения яв­ляется условием обособления приложений, относящихся к нарица­тельному существительному, и условием обособления приложений, поясняющих собственные существительные. В таких алгоритмах последовательность операций может быть разной и определяться тем, какое из условий нормы принимается ведущим. При применении алгоритмов, обслуживающих несколько правил, могут «работать» отдельные звенья, отдельные блоки, соответствующие условиям одного правила (однородные члены соединены противительными союзами, поэтому разделяются запятой; однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая между ними не ставится).

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Анализ результатов логопедической работы
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы уделили навыкам словообразования и словоизменения Привед ...

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...

Роль культурно досуговой деятельности в обучении иностранному языку
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru