Метод обучения. Понятие. Классификация

Страница 3

В педагогической среде справедливо утвердилось мнение, что учебному процессу присущ двусторонний характер. В учебном процессе различают руководящую деятельность учителя и познавательную ученика Учителю необходимо задуматься над психологическим обоснованием некоторых общепринятых форм обучения. В распоряжении преподавателя многообразные методы, каждый метод может быть использован различно: в структуру любого метода входят обширные комплексы приемов. «Психологические» особенности присущи каждому учебному методу. Любой познавательный метод обладает своим "психологическим строем". Метод изложения характеризуется высокой активностью работы представления, воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и риторики.

В школе методу "устного изложения учителя" придается первостепенное значение. И преподаватель обычно считает этот метод "легким". Недостаточно подготовленные учителя часто предпочитают им пользоваться взамен и беседы, и наблюдения. Но в действительности метод изложения оказывается весьма "трудным", так как для того чтобы учащиеся со слов учителя получили вполне осмысленные, упорядоченные и прочные знания, искусство изложения должно быть на большой высоте. При изложении учителю приходится заботиться не только о точности и яркости образов-представлений, которыми он обогащает учащихся, не только о смысловой безупречности обобщающих концепций, не только об эмоциональной выразительности и художественной отделке речи, но и прилагать особые усилия к поддержанию внимания, применять различные приемы для облегчения процесса рассуждения учащихся. Успешность всех педагогических приемов зависит от особенностей психических реакций детей на воспитательные воздействия. И именно "положительные" реакции приводят к наиболее благоприятным результатом. Психолог С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии" пишет, что в структуру процесса учения входит «первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике"С. Л. Рубинштейн четко формирует эту роль « внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С таким пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает личность как целостная совокупность внутренних условий для закономерностей психических процессов. Основной нашей «психологической» предпосылкой была уверенность, что активизировать в ходе обучения энергию ученика можно, опираясь, наряду с умственной деятельностью, на его чувства, на устремления воли, умственный труд сочетая с моторными действиями. В этих целях намеченные практические мероприятия необходимо было связать с формами работы, вызывающими эмоциональный подъем, с личной инициативой учащихся, с самостоятельностью в работе, с различными приемами коллективного действия.

Существует большое разнообразие методов обучения. Классификация методов обучения: И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант, Е.И.Перовский известных в истории педагогической мысли и дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чте ...

Роль фабульных текстов при обучении чтению
По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные. Фабула – это лежащий в основе текста материал, сюжет – то, что из этого материала и как отражено в тексте. В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимал ...

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru