дошкольный творчество изобразительное искусство
Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного поглощения огромного потока всевозможных и самых разнообразных обликов вещей и явлений. Дети – активные творцы нового удивительного мира, создающие красочные образы, наполненные новым творческим содержанием.
Поэтому цель и задачи педагога заключаются в том, чтобы через эстетическое образное восприятие действительности вызвать у ребенка потребность в воссоздании этого мира. Важно развить активность восприятия ребенка через произведения искусства и непосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально-образный строй, создавая настроение, душевный подъем. Действительность должна быть эстетически трансформирована, и ребенок, как духовный преобразователь, воссоздает этот красочный мир явлений, становясь одновременно его частью, участником действий, наполняя его жизнью.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы обычную детскую наблюдательность, открытость и эмоциональность восприятия превратить в особое творческое отношение к явлениям бытия, основанное на изначальной связи и родстве этих явлений с жизнью человека. Результаты восприятия -единая картина мира и внутренняя взаимосвязь человека как части этого мира с «окружающей природой». Поэтому восприятие ребенком действительности должно стать активным творческим процессом эстетического преломления и образного воссоздания.
Дошкольная педагогика, методика воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру находятся в устойчивом динамическом развитии. Изучение фундаментальных программных работ показало, что каждые 10-12 лет происходит качественное накопление богатого практического опыта, что является толчком для формирования новых научных концепций и рекомендаций для работы в дошкольных учреждениях. В основу эстетического воспитания было заложено ознакомление детей с разными видами искусства, демонстрация и копирование различных образцов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, воспитание вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитие творческих способностей и навыков исполнения. Также говорилось о необходимости таланта и мастерства педагога, способного разнообразными средствами достигать значительных успехов в художественном развитии детей.
К концу 80-х началу 90-х годов в связи с экономическими и политическими реформами дошкольное образование, его структура и организация претерпели некоторые изменения. Если раньше положение о детском саде как первой ступени единой системы народного образования, «одной непрерывной лестницы» только декларировалось и между реальными программами дошкольной и начальной школьной подготовки по изобразительному искусству были существенные расхождения, то теперь ситуация складывалась следующим образом: часть детских дошкольных учреждений использовала утвержденные типовые программы творчески преобразуя их, используя индивидуальные экспериментальные варианты; другая часть реорганизовалась в дошкольные лицеи и эстетические центры по дошкольному воспитанию, используя свои творческие экспериментальные программы; третье направление реализовалось в организации дошкольных учебных центров подготовки при школах и создании единых дошкольно-школьных комплексов. Во всех трех случаях уделялось достаточное внимание комплексному эстетическому воспитанию дошкольников, в том числе и изобразительному искусству.
Художественное образование дошкольников строится сразу по нескольким направлениям:
- психолого-педагогическое: формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе; психической сфере относится развитие детской мотивации, нравственное, эстетическое, волевое, умственное развитие, развитие общей культуры, памяти, способности длительно удерживать учебные цели и задачи, коммуникативности и слушательской готовности, эмоциональности и управляемости психическими процессами;
- учебно-методическое определяет формирование компонентов учебной деятельности: умение слушать, выполнять указания, контролировать свою деятельность; здесь важны последовательность, устойчивость и методичность выполнения, соотнесение своих действий и результатов с общей оценкой группы и частной оценкой педагога, самостоятельность, умение копировать, воспроизводить, творчески преобразовывать, работать индивидуально и коллективно; для осуществления успешной учебной деятельности важны информированность в выполнении действий, подчинение регламентации, активность и динамичность, точность, аккуратность, исполнительское умение;
Прочие статьи:
Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: « .игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. И ...
Обследование фонематического восприятия у детей с ФФНР
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти пу ...
Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей
Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации. Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой ...