Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе

Статьи об образовании » Применение различных художественных техник на творческих занятиях с дошкольниками » Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе

Страница 1

дошкольный творчество изобразительное искусство

Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного поглощения огромного потока всевозможных и самых разнообразных обликов вещей и явлений. Дети – активные творцы нового удивительного мира, создающие красочные образы, наполненные новым творческим содержанием.

Поэтому цель и задачи педагога заключаются в том, чтобы через эстетическое образное восприятие действительности вызвать у ребенка потребность в воссоздании этого мира. Важно развить активность восприятия ребенка через произведения искусства и непосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально-образный строй, создавая настроение, душевный подъем. Действительность должна быть эстетически трансформирована, и ребенок, как духовный преобразователь, воссоздает этот красочный мир явлений, становясь одновременно его частью, участником действий, наполняя его жизнью.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы обычную детскую наблюдательность, открытость и эмоциональность восприятия превратить в особое творческое отношение к явлениям бытия, основанное на изначальной связи и родстве этих явлений с жизнью человека. Результаты восприятия -единая картина мира и внутренняя взаимосвязь человека как части этого мира с «окружающей природой». Поэтому восприятие ребенком действительности должно стать активным творческим процессом эстетического преломления и образного воссоздания.

Дошкольная педагогика, методика воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру находятся в устойчивом динамическом развитии. Изучение фундаментальных программных работ показало, что каждые 10-12 лет происходит качественное накопление богатого практического опыта, что является толчком для формирования новых научных концепций и рекомендаций для работы в дошкольных учреждениях. В основу эстетического воспитания было заложено ознакомление детей с разными видами искусства, демонстрация и копирование различных образцов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, воспитание вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитие творческих способностей и навыков исполнения. Также говорилось о необходимости таланта и мастерства педагога, способного разнообразными средствами достигать значительных успехов в художественном развитии детей.

К концу 80-х началу 90-х годов в связи с экономическими и политическими реформами дошкольное образование, его структура и организация претерпели некоторые изменения. Если раньше положение о детском саде как первой ступени единой системы народного образования, «одной непрерывной лестницы» только декларировалось и между реальными программами дошкольной и начальной школьной подготовки по изобразительному искусству были существенные расхождения, то теперь ситуация складывалась следующим образом: часть детских дошкольных учреждений использовала утвержденные типовые программы творчески преобразуя их, используя индивидуальные экспериментальные варианты; другая часть реорганизовалась в дошкольные лицеи и эстетические центры по дошкольному воспитанию, используя свои творческие экспериментальные программы; третье направление реализовалось в организации дошкольных учебных центров подготовки при школах и создании единых дошкольно-школьных комплексов. Во всех трех случаях уделялось достаточное внимание комплексному эстетическому воспитанию дошкольников, в том числе и изобразительному искусству.

Художественное образование дошкольников строится сразу по нескольким направлениям:

- психолого-педагогическое: формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе; психической сфере относится развитие детской мотивации, нравственное, эстетическое, волевое, умственное развитие, развитие общей культуры, памяти, способности длительно удерживать учебные цели и задачи, коммуникативности и слушательской готовности, эмоциональности и управляемости психическими процессами;

- учебно-методическое определяет формирование компонентов учебной деятельности: умение слушать, выполнять указания, контролировать свою деятельность; здесь важны последовательность, устойчивость и методичность выполнения, соотнесение своих действий и результатов с общей оценкой группы и частной оценкой педагога, самостоятельность, умение копировать, воспроизводить, творчески преобразовывать, работать индивидуально и коллективно; для осуществления успешной учебной деятельности важны информированность в выполнении действий, подчинение регламентации, активность и динамичность, точность, аккуратность, исполнительское умение;

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для определения эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован следующий диагностический материал. Задание 1. Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена. Экспериментатор: Это болотце с коч ...

Учитель и воспитатель в системе учебно-воспитательного процесса
Проводя воспитательную работу с уч-ся, кл. рук. следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к уч-ся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Одной из форм яв-ся посещение кл.рук-м уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещени ...

Гендерная стратегия РФ
Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливаются необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство (54%) населения страны. ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru