Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе

Статьи об образовании » Применение различных художественных техник на творческих занятиях с дошкольниками » Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе

Страница 3

Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания, образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т.д.

К эстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.

Очень важной и можно считать основной и универсальной художественной способностью человека (ребенка) является чувство формы. О такой способности говорили А.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов. Чувство формы включает в себя способность воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и эмпатии.

В этой связи становится актуальным вопрос определения объекта изучения, познания и творчества. Объектом такого пристального внимания становится форма, которая проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством выразительных средств и новизной содержания. Форма реальная, трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играет главную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческие задачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемой художественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкого диапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развития мирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийный подход к разработке художественного образа.

Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.

Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.

Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».

На этапе дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

В образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.

Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, согласно мнению ведущих психологов, является игра. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи – развитие личности дошкольника. Изобразительная деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста
дошкольный дизайн комната игровой Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который прихо ...

Мотивация педагогической деятельности
По мнению А.А. Реана, удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешне положительный и низкий внешне отрицательный. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мне ...

Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов
В составном наименовании выделяются стержневое слово и по­ясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существи­тельным в родительном падеже обычно указывается уровень упот­ребления термина, например: часть слова, часть речи (мор ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru