Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления

Статьи об образовании » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления

Страница 2

Задания опираются на запас ранее усвоенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учащимся.

Только при соблюдении указанных характерных признаков заданий для самостоятельной работы учащихся по естественнонаучным дисциплинам можно достичь эффективности различных видов этой работы, обеспечить целенаправленное учение школьников и осуществить управление этим учением.

По мере того как школьники овладевают умениями и навыками самостоятельной работы, содержание заданий последовательно усложняется, стимулируя активизацию самостоятельной деятельности учащихся. В старших классах самостоятельная работа по естественнонаучным дисциплинам приобретает более углубленный исследовательский характер, поэтому ее образовательная ценность возрастает (Лошкарева Н. А.).

Специфика задания самостоятельной работы во много определяет функции учащихся при выполнении этой работы. Учащиеся воспринимают и осознают цель задания, опираясь на имеющийся запас знаний, умений, навыков. Для реализации осознанной цели ребята намечают соответствующие приемы выполнения работы и в той или иной степени программируют результаты. Учащиеся выполняют задание, осуществляя самоконтроль и сопоставляя полученные результаты с намеченной целью; при получении неправильных данных продолжают поиск нужных результатов, используя другие приемы, представляют оформленные результаты учителю для проверки и оценки (Лында А.С.).

Функция учителя находится в тесной связи с функциями учащихся, и выражаются в следующем. Учитель предлагает учащимся конкретное устное или письменное задание для самостоятельной работы, последовательность ее выполнения, приемы проверки самими учащимися результатов, способы их оформления. Преподаватель не только наблюдает за практическими действиями школьников, но и контролирует эти действия, дает учащимся своевременные указания, предотвращающие возможные ошибки, анализирует самостоятельную деятельность учащихся, выясняет, правильно ли выполнено задание, насколько осмыслены и усвоены учащимися содержание и результаты сделанной работы, а также проверяет, какими знаниями, умениями и навыками овладели школьники, оценивает качество выполненной ими работы (Блум Б.С).

Таким образом, учитель по существу программирует учение школьников и, кроме того, организует, наблюдает и анализирует самостоятельную работу учащихся. Ведущая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельной работы не только вполне сохраняется, но и расширяется, усложняется. Все виды самостоятельной работы учащихся по естественнонаучным дисциплинам по сравнению со словесными методами имеют качественное отличие.

Во-первых, имеется организующий внешний стимул, заключающийся в задании, которое намечает цель предстоящей самостоятельной деятельности, ставит перед школьниками новые вопросы, подлежащие исследованию, и определяет приемы самоконтроля, позволяющие определить достижение поставленной цели работы.

Во-вторых, используются накопленные знания, умения и навыки учащихся, обеспечивающие возможность программирования тех умственных процессов и практических действий, которые были бы адекватны содержанию задания и способствовали его успешному осуществлению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Понятие о педагогической интуиции
В последнее время в западной психологии наблюдается рост интереса к изучению интуиции, что отчасти обусловлено возрастающим спросом на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Как и в любой творческой деятельности, интуиция играет огромную роль в деятельност ...

Эмоции
Эмоции - особый класс субъек-х псих-х сост-ий, отраж-х в форме непосред-х переживаний, ощущений приятного или непри-го, отн-ия чел-ка к миру и людям, процессы и рез-ты его практич-ой деят-ти. К классу эмоции отн-ся настроение, чув-ва, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Б ...

Характеристика словесных методов и возможности их применения в процессе обучения истории в основной школе
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Рассказ. Этот метод предполагает устное пове ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru