Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления

Статьи об образовании » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления

Страница 4

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них:

- работа с книгой, это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких тем. Работа с первоисточниками, справочниками и научно популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного;

- упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения, составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков;

- решение разнообразных задач и выполнение практических работ;

- различные проверочные, самостоятельные работы, контрольные работы;

- подготовка докладов и рефератов;

- выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе;

- домашние лабораторные опыты и наблюдения;

- техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимся цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников (Ушинский К.Д.).

Исследования ученых – педагогов и психологов позволяют условно выделять четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

- копирующие действия учащихся по заданному образцу (идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом, на этом уровне происходит подготовка к самостоятельной работе);

- репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта (на этом уровне начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных и типовых задач);

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях: - систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ; - движение общественно активных школ, возрождение в ряде об ...

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru