Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.
Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуации, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни. Все это заложено в задачах воспитывающих сред воспитательной системы школы.
Гражданское воспитание тесно связано с другими аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым. Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.
На мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы гражданского воспитания.
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части – модели гражданского воспитания.
Воспитательная система школы - это система ценностно-ориентированная. В концепции воспитательной системы заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников.
Воспитательная система - это система целостная и открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение воспитательного пространства достигается в воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями и помогает гражданской социализации выпускника школы.
Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.
Задачи гражданского воспитания:
- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;
- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;
- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром
- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;
- развивать лидерские качества личности – ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;
- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;
- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;
- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.
Прочие статьи:
Методика предрасположенности к
конфликтному поведению К. Томаса
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компро ...
Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических
знаний
Начальное обучение дошкольников математическим знаниям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получит ...
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы: - труда; - бытовые; - с общей тематикой
. Длительность сюжетной игры: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); - в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); - в старшем дошколь ...