Психологические теории в изучении педагогических ошибок

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Психологические теории в изучении педагогических ошибок

Страница 2

Следует отметить, что 3. Фрейд определяет причины ошибок во внешних обстоятельствах: прорыв подавляемого желания, которое вступает в компромисс с другим желанием. Это не только узкий подход, но и метафизический, так как при таком подходе причина не рассматривается как сложное образование, как взаимодействие внутреннего и внешнего.

В бихевиоризме - ведущем направлении в американской психологии, оказавшем значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (S - R). Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиороизма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913), который в своей практической деятельности опирался на метод "проб и ошибок". Сущность его деятельности состояла в том, что в результате многократных проб и ошибок животное случайно находит ту из имеющихся у него реакций, которая соответствует раздражителю - стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Если повторится подобный стимул, то повторится и реакция. В этом заключается первый и основной закон Э. Торндайка - закон эффекта. Также им создан эффект готовности, в основе которого также лежит теория проб и ошибок.

К. Коффка – представитель гештальтпсихологии отмечает, что многократное бессмысленное повторение может принести только вред, что необходимо сначала понять путь действия, его структуру, или гештальт, и потом уже повторять это действие. Следовательно, он абсолютно не согласен с теорией проб и ошибок Э.Торндайка.

Итак, психологический анализ теорий ошибок позволил нам сделать следующий вывод: существует множество теорий понимания ошибок в деятельности, начиная с животных, заканчивая человеком. Ошибки совершают все, но кто-то их делает мало, а кто-то много. Какие-то ошибки не могут ни на что повлиять существенно, и с ними можно продолжать работать, их исправят другие. Но есть ошибки, которые в свою очередь вызывают еще ошибки, а те в свою очередь вызывают появление других ошибок и получается в итоге тайфун ошибок. Такого рода тайфуны губительны для деятельности педагогов, если их вовремя не начать исправлять, вихрь ошибок может погубить многолетнюю систематическую работу учителей. Ошибки – специфический компонент любой человеческой деятельности.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от други ...

Особенности принятия роли в игре
Прежде чем перейти к вопросу о принятии роли в игре рассмотрим основные понятия ролевой игры. Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ро ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru