Следует отметить, что 3. Фрейд определяет причины ошибок во внешних обстоятельствах: прорыв подавляемого желания, которое вступает в компромисс с другим желанием. Это не только узкий подход, но и метафизический, так как при таком подходе причина не рассматривается как сложное образование, как взаимодействие внутреннего и внешнего.
В бихевиоризме - ведущем направлении в американской психологии, оказавшем значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (S - R). Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиороизма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913), который в своей практической деятельности опирался на метод "проб и ошибок". Сущность его деятельности состояла в том, что в результате многократных проб и ошибок животное случайно находит ту из имеющихся у него реакций, которая соответствует раздражителю - стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Если повторится подобный стимул, то повторится и реакция. В этом заключается первый и основной закон Э. Торндайка - закон эффекта. Также им создан эффект готовности, в основе которого также лежит теория проб и ошибок.
К. Коффка – представитель гештальтпсихологии отмечает, что многократное бессмысленное повторение может принести только вред, что необходимо сначала понять путь действия, его структуру, или гештальт, и потом уже повторять это действие. Следовательно, он абсолютно не согласен с теорией проб и ошибок Э.Торндайка.
Итак, психологический анализ теорий ошибок позволил нам сделать следующий вывод: существует множество теорий понимания ошибок в деятельности, начиная с животных, заканчивая человеком. Ошибки совершают все, но кто-то их делает мало, а кто-то много. Какие-то ошибки не могут ни на что повлиять существенно, и с ними можно продолжать работать, их исправят другие. Но есть ошибки, которые в свою очередь вызывают еще ошибки, а те в свою очередь вызывают появление других ошибок и получается в итоге тайфун ошибок. Такого рода тайфуны губительны для деятельности педагогов, если их вовремя не начать исправлять, вихрь ошибок может погубить многолетнюю систематическую работу учителей. Ошибки – специфический компонент любой человеческой деятельности.
Прочие статьи:
Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях и ...
Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...
Подведение итогов эксперимента и выработка методических
рекомендаций
В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине. После проведенной работы был повторно проведен анализ. Результаты показали, что ...