Понятие воспитания

Страница 1

Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление» и «социализация». Социализация- процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. «Становление» - термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание

- целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом. Воспитание как компонент педагогической науки включает три существенных признака:

1. целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2. соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

3. наличие определённой системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

Воспитание возникло вместе с развитием человеческого общества и было вызвано его потребностями. Вместе с изменениями орудий и средств труда, появлением новых видов и форм трудовой деятельности изменялось и воспитание. Из этого следует, что воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определённых общественно-исторических формаций. Например, в первобытном обществе воспитание осуществлялось в процессе самой трудовой деятельности. На основе подражания старшим. Детей учили собиранию, охоте, уважению старших. С развитием первобытного общества стала усиливаться власть вождей, жрецов, стала выделяться семья, детей начали воспитывать в семье.

В рабовладельческом обществе воспитание приобретает качественно новый характер. Рабовладельческое общество - первое общество, которое было разделено на антогонические классы (рабы и рабовладельцы). Воспитание было призвано дать детям рабовладельцев знания, связанные с управлением государством. Их учили грамоте и счёту, готовили к ведению государственных дел. Появлялись учебно-воспитательные учреждения, особенно много их было на Дальнем Востоке. В этих странах большое внимание уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли правителей и военачальников, а детей рабов – учили покорности и смирению. Никаких специальных учреждений для них не было. Воспитание осуществлялось в процессе труда. Таким образом, с развитием и разделением общества на классы воспитание стало классовым, и появились разные системы воспитания в соответствии с целями представителей различных социальных классов.

В феодальном обществе воспитание также носит классовый характер. Осуществляется оно в новых учебно-воспитательных учреждениях, которые обслуживали детей привелигерованых классов. Детям дворян давали рыцарское воспитание, детям духовенства – духовное воспитание. Крестьяне не учились в заведениях, и необходимые знания получали в семье. В процессе развития ремёсел возникла потребность в практическом образовании: грамота, счёт, которые необходимы для учёта, обмена и торговли. Дети ремесленников и торговцев стали обучаться в цеховых, церковных, гильдейских школах.

Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, развитие мануфактур и ремёсел вызвали появление нового класса – буржуазии, которая в начале была прогрессивной в вопросах воспитания. Она требовала более широкого развития образования и выступала за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. Не устраивали буржуазию старые школы, будучи господствующим классом, она стремилась дать своим детям качественное образование, которое осуществлялось в специальных созданных частных дорогих школах. Дети рабочих и бедноты получали минимум знаний, которые необходимо знать для работы на производстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика В.М. Шкловского
В разработанной В.М. Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, ...

Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст – переход от детства к юности. Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5 – 8 классов. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии ...

Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. К ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru