Понятие воспитания

Страница 2

Воспитание как общественное явление постепенно приобретает конкретные формы под влиянием педагогических идей, которые выдвигались и развивались в ту или иную эпоху.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию - когда ребёнок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и своё «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования. https://urrobot.tech программа кредиторской задолженности отчет о задолженности.

Как у любого процесса есть закономерности, так и воспитания есть свои педагогические закономерности. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие закономерности:

· Воспитание ребёнка

как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путём активности самого ребёнка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие- через физические упражнения, интеллектуальное- через мыслительную деятельность.

· Содержание деятельности

детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребёнка.

Опережая, актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление

и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребёнка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

· Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий педагога в совместной деятельности:

на начальном этапе доля активности педагога превышает долю активности ребёнка, затем активность ребёнка возрастает и на заключительном этапе ребёнок всё делает сам под контролем педагога. Совместно разделённая деятельность помогает ребёнку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

· Только в условиях любви и защищённости ребёнок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает демонстрацию любви в адрес ребёнка, умение понять, помочь ребёнку, простить его оплошности, защитить.

· Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребёнок. Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворённость ребёнка своим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха.

· Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребёнка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения.

· Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Существует три принципа воспитания, которыми должен руководствоваться педагог: первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, - ориентация на ценностные отношения

– постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога. Второй принцип воспитания - принцип субъектности - педагог максимально

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неи ...

Организация обучения младших школьников на уроках математики
Урок – это всегда часть. Фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Какие требования общество предъявляет сегодня к школьному обучению в целом, а, следовательно, и к обучению математики? На этот вопрос пытались ответит ...

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru