Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

Статьи об образовании » Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы » Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

Страница 1

Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

ФГОС (2009 г.) определяет следующие задачи нравственного воспитания младших школьников:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, в процессе нравственного воспитания младших школьников предполагается сформировать нравственные представления:

– о Родине;

– об окружающем мире природы;

– волевые качества личности (самостоятельность, ответственность, целеустремленность, честность, трудолюбие);

– высшие нравственные качества: любви к близким, к Родине. дружеские отношения со сверстниками, уважение к взрослым, доброжелательность, сопереживание и др.;

– ценностные представления о здоровом образе жизни, умения выходить из конфликтов и не допускать их,

– навыки коллективной работы и др.

Важным условием формирования нравственно-этических понятий у младших школьников выступает личное отношение детей к происходящему, апеллирование к собственному опыту, вспоминание собственных переживаний. К такому выводу пришла В.С. Мухина, которая в ходе исследований раскрыла механизм формирования нравственно-этических понятий детей младшего школьного возраста на основе личностного смысла.

А.В. Запорожец перечисляет следующие этапы формирования нравственных представлений детей на основе личностного смысла:

1. Приобретение ребенком личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «я» как субъекта в системе взаимоотношений людей.

2. Выделение и осознание своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром.

Следовательно, воспринимая то или иное событие, проблемную ситуацию, дети как бы «примеряют» действия участников событий «на себя». Собственные переживания и моральные оценки, полученные ребенком в процессе приобретения личного опыта, и являются регулятором нравственно-этических отношений к поведению, поступкам персонажей.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методические приёмы использования средств
Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пос ...

Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии
Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также с наследственной предрасположенностью (Д.Н.Исаев, К.Ф.Ефремов, С.М.Лукшанская, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев и др.). В п ...

Цели и функции деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений. Профессионально-педагогическая деятельность в реальном образовательно-воспитательном процессе выступает как процесс реали ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru