Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы

Статьи об образовании » Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы

Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях. Поэтому, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность за организацию нравственного воспитания, необходимо формировать у детей такие качества как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность (А.В. Дановский, Г.М. Первова и др.).

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Учащимся начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Художественная литература, произведения устного народного творчества содержат в себе педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного воспитания учащихся (И.П. Косачева).

На уроках литературного чтения ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Понимание нравственных категорий, заложенных в пословицах, сказках, вдумчивого к ним отношения способствует восприятию целостной картины мира, воспитывает интерес и бережное отношение к истории и культуре своего народа, формирует творческое отношение к слову, ценностные представления о культуре поведения, общения и деятельности.

Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.

Однако возникает проблема, связанная с тем, что анализ литературных произведений вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами:

– отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников,

– отсутствием преемственности в работе с родителями,

– недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственного развития детей.

Таким образом, использование художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста является актуальной проблемой начального образования, что и определило выбор темы курсовой работы.

Цель работы

: выявить особенности использования художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Объект изучения

: процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет изучения

: особенности использования художественного слова как средства эффективности нравственного воспитания младших школьников.

Задачи работы

:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть основные требования к организации нравственного воспитания учащихся начальных классов.

3. Раскрыть возможности народной сказки в нравственном воспитании учащихся начальной школы.


Прочие статьи:

Проблемы образования в России
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2 ...

Гендер в образовании
Педагогика - наука о взаимодействии людей разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация р ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru