Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

Статьи об образовании » Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы » Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

Страница 2

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нравственно-этические понятия осваиваются детьми постепенно, хотя ознакомление с ними начинается очень рано. Этот процесс длительный. Он насыщен разнообразными влияниями, которые как непосредственно, так и опосредованно (косвенно) формируют у детей нравственно-этические представления.

В.А. Сухомлинский выделял два источника формирования нравственно-этических понятий у младших школьников: «Прежде всего – заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые взаимоотношения в коллективе…Но есть и другой, не менее важный источник воспитания. В детстве он играет исключительно важную роль. Это сложные отношения, которые воспринимает ребенок в окружающей жизни: черпает из книг. Они являются для него средой, которая дает нравственные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий».

Таким образом делаем вывод, что прогнозируя развитие намечающихся тенденций формирования нравственно-этических понятий, педагог может подбирать нравственные ситуации из литературных произведений, в процессе обсуждения которых происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также, в процессе восприятия, обсуждения и осмысливания детьми, преодолеваются отрицательные черты поведения. Эту работу необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей.

Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы

Как отмечают исследования ученых и отзывы и педагогов, особенно успешно нравственное воспитание младших школьников осуществляется на уроках литературного чтения. Образы и сюжеты художественной литературы служат богатым материалом для решения задач нравственного воспитания учащихся.

Как подчеркивает В.С. Мухина, ребенок младшего школьного возраста, воспринимая окружающие объекты, учится выделять их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. На этой основе у учащихся все больше развивается уровень аналитико–синтетического мышления, что имеет важное значение для осмысления мотивов поступков героев, выделения его качественных характеристик.

М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, А.В. Дановский и др. в своих исследованиях отмечали, что процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.

Чтобы нравственно воспитывать младшего школьника, учителя должны проявлять интерес к книге, знать те книги, которые будут важны для развития тех или иных нравственных качестве детей, уметь интересно беседовать со школьниками, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотный читатель, по определению С.Я. Маршака, – это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию.

В своей книге «Введение в детскую литературу» Г.М. Первова приводит интересное высказывание: «Есть два рода читателей – одни, закрывая книгу, остаются с темным и весьма беспорядочным о ней понятием; это происходит или от непривычки мыслить в связи, или от некоторой беспечности, которая препятствует им следовать своим вниманием мыслям автора и разбирать впечатления в них производимые красотами или недостатками его творения; другие читают – мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности, и в их голове остается порядочное, полное понятие о том, что они читали». Если применить это суждение к современным младшим школьникам, то учащихся III–IV классов, обучавшихся по традиционной схеме подготовки младшего школьника-читателя, можно смело отнести к первому роду читателей.

Как утверждает И.Н. Тимофеева, необходимо рассматривать книгу как средство, при помощи которого ребенок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника,

слышать ее, понимать, переживать, осваивать. Но это средство остается у многих детей почти невостребованным, потому что «ребенок и не догадывается о том, что, читая, он слушает речь собеседника, заключенную в книге».

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Д.И. Фельдштейн. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Дети разного возраста, как известно, очень сильно отличаются между собой по своему общему психологическому облику. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей дошкольного возраста, для младших школьников или подростков. Действительно, какими бы яркими ...

Возрастные особенности учащихся 11 классов
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru