Диагностическая процедура проводилась в три этапа.
На первом этапе испытуемым предлагалось составить список из 5-6 вопросов к незавершенному тексту задачи.
Инструкция: Прочитайте текст задачи “Подшипники”. Придумайте 5-6 таких вопросов к данной задаче, для ответа на которые, достаточно приведенных в задаче данных. Читаи те про бот глаз бога телеграмм.
Далее предлагается следующий текст задачи с отсутствующим вопросом.
Подшипники.
Фабрика делает подшипники, каждый день - одинаковое количество.
Все подшипники сразу упаковываются в коробки.
В разные дни недели используются коробки разного размера.
В таблице указано, сколько коробок с подшипниками запаковывают в разные дни недели.
Понедельник |
3 коробки |
Вторник |
7 коробок |
Среда |
4 коробки |
Четверг |
5 коробок |
Пятница |
6 коробок |
Два дня в неделю фабрика делает подшипники для машиностроительного завода, упаковывая по 80 и 160 штук в коробку.
Приведем возможный набор вопросов, составленный нами и включающий разные по трудности и по предметно-психологическому содержанию вопросы, который можно считать выполнением задания на достаточно высоком уровне:
Вопрос 1. Сколько коробок с подшипниками упаковывает фабрика за неделю (в субботу и воскресенье фабрика не работает)?
Вопрос 2. В какой день подшипники упаковываются в самые маленькие коробки?
Вопрос 3. В какие дни фабрика делает подшипники для завода?
Вопрос 4. Сколько подшипников изготавливает фабрика в среду?
Вопрос 5. Если собрать подшипники из пяти коробок, упакованных в разные дни недели (по одной в каждый день), сколько будет подшипников?
На втором этапе испытуемым предлагалось решить аналогичную задачу на другом сюжетном материале, но с точно таким же предметно-психологическим содержанием, в которой уже были сформулированные к заданным условиям вопросы.
Инструкция. Прочитайте текст задачи “Веломарафон” и ответьте на вопросы в задаче.
Веломарафон.
В марафоне участвовали пять велосипедистов.
Каждый из участников преодолел одинаковое расстояние.
В таблице указано время, которое затратил каждый участник на прохождение всего пути.
Иван |
7ч |
Егор |
6ч |
Петр |
4ч |
Семен |
8ч |
Федор |
5ч |
Двое из участников были отцом и сыном, они ехали со скоростями 15 км/ч – один (отец), 30 км/ч – другой.
Вопрос 1. Сколько часов длилось бы соревнование, если бы участники стартовали не одновременно, а последовательно (второй стартовал бы после финиша первого, третий после финиша второго и т.д.)?
Вопрос 2. Кто из участников ехал с наибольшей скоростью?
Вопрос 3. Каким было отчество одного из участников?
Вопрос 4. С какой скоростью ехал Федор?
Вопрос 5. Какое расстояние было между Федором и Семеном, когда Федор финишировал?
Вопрос 6. Какова средняя скорость всех участников?
На третьем этапе испытуемому предлагалось вернуться к задаче “Подшипники” и придумать еще 2-3 вопроса.
Прокомментируем особенности строения выбранного диагностического материала с точки зрения исходного замысла.
Данное задание предполагает множество возможных ответов (см. выше список придуманных вопросов), разного уровня сложности. Например, придуманный для завершения задачи вопрос в задании первого этапа “сколько коробок с подшипниками упаковывает фабрика за неделю?” предполагает выделение простого отношения частей и целого и соответствует низкому уровню трудности. А завершение задачи вопросом “в какие дни фабрика делает подшипники для завода?” предполагает выделение отношений кратности и пропорциональности и соответствует существенно более высокому уровню трудности. В двух данных примерах уровень трудности определяется с точки зрения освоения предметных понятий и действий анализа.
Прочие статьи:
Характеристики
мнемической деятельности учащихся коррекционных школ VIII
вида
Перед рассмотрением собственно особенностей вербальной памяти умственно-отсталых учащихся, опишем память как психическое явление, а также выделим из этого описания важные для темы дипломного исследования моменты. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное и ...
Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...
Изучение особенностей развития органического мира
При изучении темы «Развитие органического мира» на комнатных растениях можно также пронаблюдать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы. Это позволит учащимся лучше понять процессы дивергенции, конвергенции признаков и эволюции органического мира. Гомологичными органами, имеющими общее про ...